История Пронской Спасской пустыни, именуемой ныне Спасо-Преображенским Пронским мужским монастырём, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия - годы, когда Русь Православная несла тяжкое бремя внутренних смут и раздоров, усугубляемых нашествием иноплеменников. В тяжкую эту годину междоусобиц утешительное и обнадеживающее слово Матери Церкви было особенно важно для паствы, ложившейся спать в неведении о том, в какой стране доведется проснуться, кто назавтра объявит себя очередным правителем и спасителем Отечества. Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время», началом которого послужило насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом фальшивым её воскрешением в лице первого самозванца. Неспокойно было как в центре, на исконных московских землях, где разворачивались главные битвы за власть, так и в других городах и селах. Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все сословия русского общества: дворянство, служивые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества. Результатом Смутного время явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения. Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей: с выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет дома Романовых.

 

Источники XVII века позволяют, несмотря на то, что они всё ещё разработаны недостаточно, получить более полное представление о монастырях, вотчинниках и о землевладении духовенства в целом. В XVII веке было основано 657 монастырей - в полтора раза больше (156), чем в XVI веке (к концу столетия многие монастыри прекратили свое существование). Скорее всего, в это же самое время и была основана Спасская общежительная пустынь. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Именно так указано во втором томе священника Иоанна Добролюбова «Историко- статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетии и библиографическими указаниями»: «Время основания её не известно, но существование её в XVII столетии не подлежит сомнению». В Песцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами. Середина XVII века в России ознаменована церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия, как для Церкви, так и для всего Российского государства. Принято связывать изменения в церковной жизни того времени с деятельностью патриарха Никона. Митрополит Макарий писал о тех временах, что при Никоне и при его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов, какого прежде у нас почти не бывало. Доподлинно известно, что в 1665 году настоятелем Спасской пустыни являлся Черный послушник Пафнутий. К настоящему времени, мы более не располагаем сведениями о жизни обители в тот период, но надеемся восстановить исторический пробел. В XVIII столетии начинается новый период истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью - Святейшего Правительствующего Синода именуется синодальным периодом. В действительности же новый период в истории Русской Церкви начинается уже со смертью последнего патриарха Адриана в 1700 году. В соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I после кончины Патриарха Адриана в 1700 году во главе Церкви оказался не новый Патриарх, а управляющий Патриаршим престолом Стефан Яворский, Митрополит Рязанский (называли его официально «местоблюстителем и администратором патриаршего престола»). В среде русского духовенства человек новый, он, не будучи сторонником полного подчинения Церкви светской власти, вынужден был, скрепя сердце, делать всё, что приказывает царь. При этом, из его компетенции были изъяты вопросы назначения на церковные должности и другие административные вопросы, которые перешли в ведение царя и его приближенных. В 1701 году было создано учреждение «Монастырский приказ», который занимался сбором доходов с церковных земель и регламентацией расходов на духовенство. В монастырях власти устанавливали штаты, монахов посылали на государственные работы, а из обителей изымали ценности на нужды войны. Деятельность служителей церкви рассматривали как часть государственной службы, весьма к тому же ответственной.

 

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. В 1734 году настоятелем Спасской пустыни назначен иеромонах Прохор, который, скорее всего, управлял обителью до 1749 года. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зеленая, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да еще при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа - выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый - рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями - ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим». В 1749 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Феодорит, который управлял обителью, скорее всего, до 1751 года. В 1751 году управлять обителью назначен иеромонах Иосиф, который, скорее всего, управлял ею до 1763 года. В 1763 году управлять Пронской Спасской пустынью назначен игумен Иона и, в том же году, поручиком Нееловым была проведена опись. Теперь, благодаря этой описи, мы можем утверждать о том, что первая каменная церковь в обители была построена в 1763 году на деньги, собранные от подаяний по благословлению Преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Муромского. Что интересно, братия монастыря состояла из трёх человек: игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева. В том году построен был только предельный храм во имя Преображения Господня, но во втором пределе и в иконостасе не было образов, так как отсутствовали средства.

 

В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын - Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой. Игумен Иона упокоился в 1771 году и по всей видимости, прах этого доброго инока и рачительного строителя покоится в пустыне. В 1771 году настоятелем монастыря назначен управлять иеромонах Сергий, в 1781 году - Епифаний, в 1786 и 1790 годах - Иоанн. В апреле 1796 году в обитель определен строителем иеромонох Иринарх. С 1796 по 1802 года настоятелем монастыря был иеромонах Алексий. В документах 1799 года мы нашли известие о смерти еще одного настоятеля: 31 декабря почил строитель иеромонах Лаврентий. На протяжении XIX века положение Русской Православной Церкви определялось законами, принятыми ещё при Петре I. Важнейшие статьи петровского «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти, и тем самым закреплялся давний союз Церкви и государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император обязан был придерживаться только православного исповедания, так как он объявлялся «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви, и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Закон возлагал на Церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться, а о случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.

 

В 1801 году настоятелем монастыря назначен строитель иеромонах Симон, с 8 февраля 1802 года по 29 апреля 1804 года обителью управлял строитель иеромонах Тихон, с 15 августа 1804 года по 6 июня 1805 года - строитель иеромонах Дионисий, с декабря 1806 года - строитель иеромонах Алексий, с мая 1807 года - иеромонах Палладий. К большому сожалению, в нашем распоряжении очень мало письменных свидетельств и воспоминаний о настоятелях и насельниках обители: несколько отчётов благочинного монастырей архимандрита Владимира, с любовью написанных и передающих тамошнее настроение и жизнь в обители; некролог на смерть игумена Мелетия, изданный в «Рязанских епархиальных ведомостях»; биографические данные в отчётных документах монастыря за различные годы начиная с XIX века; короткие упоминания имен насельников и настоятелей в указах консистории. Первым из настоятелей, в дошедших до нас отчётных ведомостях обители, значится иеромонах Анастасий, который вступил в должность строителя пустыни 8 октября 1808 года. Происходил он из духовного звания, закончил Рязанскую семинарию, где и проходил послушания служащим священником, экономом и учителем. По достижении им 46 лет, в 1808 году, пострижен в монашество ректором семинарии архимандритом Вениамином в Рязанском Троицком монастыре. В том же году назначен строителем Спасской пустыни. С января 1817 года по 1820 год известен в должности настоятеля иеромонах Амвросий, который так же происходил из духовного звания и обучался в Рязанской семинарии. В 39 лет он был пострижен в монашество в Рязанском Спасском монастыре, где и проходил различные послушания, пока не был направлен в Спасскую пустынь. Следующий настоятель, иеромонах Апполинарий, из духовного сословия, был монахом неученым, не обучавшимся в семинарии, и от природы одаренным и рачительным. Постриженный в монашество в Рязанском Троицком монастыре в 1814 году в возрасте 51 - го года, исполнял там клиросное, иеродиаконское, иеромонашеское и казначейское послушания, а затем был переведен в 1818 году в архиерейский дом казначеем и в этом же году назначен духовником в Явленский девичий монастырь. За отличное и ревностное служение награжден набедренником и в 1821 году назначен настоятелем Пронской Спасской пустыни, каковым и находился около 16 лет (также известно, что в 1825 году преосвященным Филаретом был поручен ему на время в управление и Троицкий Рязанский монастырь). После 1837 года не известно куда был направлен старец, но видно, что это был человек деятельный и опытный в делах духовных и житейских, если по тем временам в летах не очень молодых, не имея должного образования, мог управлять как экономической частью обители, так и духовной жизнью. В пору управления Пронской Спасской пустынью иеромонахом Апполинарием, в 1826 году жители города Пронска и его окрестностей высказали пожелание об учреждении 6 августа ежегодного крестного хода из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую обитель, о соизволении чего и вышел Указ Рязанской Консистории.

 

В 1837 году строителем Пронской пустыни назначен иеромонах Феодосий. Происходит он из духовного звания. Окончив курс Казанской семинарии был рукоположен в священника и в 1832 году, по собственному желанию, поступил в Рязанский второклассный Спасский монастырь. Жизнь отца Феодосия проходила в постоянных трудах и подвигах, о чем говорят его награды. В 1840 году «за постоянно-честное при иноческом смиренном житии поведении и ревностном» лично Высокопреосвященным архиепископом Гавриилом он был награжден набедренником при богослужении в Пронском соборе. Отец Феодосий имел попечение и о сиротах, и об обращении к православной вере отпавших от нее государственных крестьян Пронской подгородской Архангельской слободы, за что неоднократно объявлялась ему признательность правящего архиерея. В ведомостях за 1844 год состояние Пронской пустыни описывается так: «Ограда в оной Пустыни вся каменная, четырехугольная; мерою ... 248 сажен ... Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, а на двух углах к югу одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена. Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую - во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 году, покрыта железом и крашена медянкою. Церковь утварью достаточная. По штату положено два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника. Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трёх десятин; в Банковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове. Строения состоят из трёх отдельных зданий: настоятельский кельи - деревянные на каменном фундаменте, братские кельи - деревянные на каменном фундаменте, братская трапезная - деревянная на каменном фундаменте. Сверх этого скотный двор с сараями для лошадей и коров и амбар для хлеба. А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд стекающие». В 1854 году архиепископ Гавриил объявил отцу Феодосию одобрение за «благоразумную экономию и бережливость в расходовании неокладных сумм, из которых составлен монастырский капитал, до десяти тысяч серебром простиравшийся».

Страница 2 >>