Преподобный Иосиф, индийский царевич
02 декабря 2013

Иосиф был сыном могущественного индийского царя Авенира, идолопоклонника, ненавидевшего и преследовавшего христиан, которых в Индии становилось все больше и больше, с тех пор как здесь появился с проповедованием Слова Божьего апостол Фома.

Когда родился писаный красавец царевич Иосиф, его отец созвал волхвов и мудрецов, чтобы спросить их о судьбе новорожденного младенца. Все они предсказали ему всевозможные земные блага.

- Да, ребенок твой вырастит для обладания величайшими благами, государь, - подтвердил один из мудрецов. - Но душа его будет обитать в ином царстве, куда более обширном. Предвижу я, что он примет гонимую тобой христианскую веру, и верю, что мое предсказание исполнится.

Слова мудреца испугали и опечалили царя, и он решил приложить все силы, чтобы они не сбылись. Поселив царевича в отдаленном роскошном дворце, Авенир приказал слугам скрывать от него все неприятности. О болезни. О старости м смерти никто не должен был даже упоминать, но в особенности запрещалось говорить о Христе или христианах. При этом был издан строжайший указ о беспощадном истреблении в царстве проповедников ненавистного учения.

Так и жил царевич о юношеского возраста отгороженный от мира. Он приобретал различные познания, постепенно в нем рождались и развивались мысли чувства, свойственные по природе человеку. И наконец, пришло время, когда Иосиф почувствовал, что ему тесно в золотой клетке, и захотелось познакомиться с миром за пределами. Он недоумевал, почему ему приходится вести затворническую жизнь.

Иосиф попытался выяснить это у своих учителей, но все молчали, и только один учитель, пожалев юношу, по секрету сообщил о предсказании мудреца. Царевич задумался над словами воспитателя, но не успокоился, а, напротив, стал упрашивать отца позволить ему выходить из дворца. Напрасно убеждал сына Авенир, что нигде ему не будет лучше, чем в таком великолепном жилище; царевич не отступал. И царь вынужден был ему позволить выезжать из дворца.

Во время одной из прогулок Иосифу встретились два калеки - слепой и прокаженный. Не имея понятия о болезнях, царевич с ужасом спросил:

- Что это за люди и отчего они такие?

Воспитателю пришлось объяснить юноше, что люди иногда болеют и недуги возникают по разным причинам.

В следующий раз царевичу встретился дряхлый старец, и он с удивлением узнал, что старость неизбежно подступает к каждому, кто до нее доживет, и что кончается она смертью, как вообще кончается жизнь.

- Если это так, то человеческая жизнь с ее страданиями - печальное явление! - воскликнул юноша. - Как же можно считать себя счастливым, если надо постоянно ожидать смерти?

Все эти вопросы заставили царевича задумываться о долговечности всего земного. Ему казалось, что не стоит и дорожить этой жизнью, не стоит и привязываться ни к чему, если все кончится смертью. «Может быть, есть другая жизнь? - раздумывал он. - Не перейдет ли человек в другой мир, когда смерть прекратит его жизнь на земле?» И с этими вопросами он обратился однажды к своему воспитателю.

Мудрый наставник ответил юноше:

- Были в нашем царстве пустынники, которых называли христианами. Они верили в загробную жизнь, отказывались ради нее от всех земных благ, проводили жизнь в посте и молитве. Но я уже говорил тебе, что твой отец изгнал их из страны и вряд ли кого-то из них можно сейчас найти.

В эти же времена жил в отдаленной Сеннаридской пустыне святой старец Варлаам. По внушению свыше он отправился в Индию, чтобы увидеть царевича Иосифа. Под видом торговца драгоценными камнями он был допущен во дворец, чтобы как-то развлечь царевича, который был задумчив и печален.

- Покажи же мне тот необыкновенный камень, о котором ты говорил моему воспитателю! - ласково обратился царевич к незнакомому купцу.

- Царевич, у меня действительно есть один очень ценный камень, - отвечал Варлаам. - Но, прежде чем я его тебе покажу, мне хотелось бы видеть, как ты примешь слова, сказать которые я и пришел сюда издалека. Выслушай же притчу, которую сказал людям Бог. - И старец начал рассказ: «Вышел сеятель сеять, семя упало на дорогу, и птицы склевали его; другое упало на камень и высохло, потому что не имело корня; третье упало в тернии и было заглушено; иное же упало на добрую землю и принесло плод...»

- Какая же почва твое сердце? - спросил он юношу. - Если плодоносная и добрая, я не поленюсь посеять на ней божественное семя, не поленюсь сказать слово, которое твое сердце способно принять, и тогда ты увидишь мой камень бесценный...

- О почтенный старец! - воскликнул Иосиф. - Давно уже я жажду услышать новое слово. Давно хочу узнать об иной жизни. Вот бы мне встретить такого человека, который поведал бы истину о том, что тревожит мою душу. Клянусь, что никому - ни птицам, ни зверям не рассказал бы об услышанном, сохранил бы это слово в сердце своем...

И отшельник стал просвещать юношу познанием истинного Бога. Он рассказал ему обо всем, что было от создания мира, и о праотцах и пророках, и о воплощении Сына Божия, о Его страданиях и воскресении; о Святой Троице и крещении; обо всех тайнах святой веры.

Теперь царевич понял, каким драгоценным камнем обладает купец. Услышав от старца о жизни отшельников, об их добровольной нищете и постоянной молитве, он захотел пожить этой блаженной жизнью в пустыне и стал просить старца взять его с собой.

- Еще не время, - возразил Варлаам. - Поступив так, ты прогневаешь отца, и он объявит на нас, христиан, новое гонение. Прими святое крещение и пока останься здесь, а я пойду в свою пустыню, а когда Богу будет угодно, Он приведет тебя ко мне.

Просветив царевича, Варлаам приготовил его к принятию таинств крещения и причащения, окрестил в купели, стоявшей в дворцовом саду, и удалился, оставив ему свою власяницу.

Иосиф с усердием взялся за исполнение своих христианских обязанностей, и столь разительная перемена в его жизни не ускользнула от внимания царя. Велик был его гнев, когда он узнал об обращении сына в христианскую веру. Он приложил все усилия, чтобы отклонить царевича от нового учения, созвал собор из волхвов и мудрецов, надеясь, что они докажут царевичу его заблуждение. Однако произошло не то, чего он ожидал.

Самый ученый из волхвов, Нахор, которого внезапно озарило истиной, вместо того, чтобы опровергать, стал сам защищать веру в Христа, принял крещение и посвятил оставшуюся жизнь подвижничеству в пустыне.

Но царь Авенир не оставлял своих попыток отвлечь душу сына от любви к христианскому Богу. Иосифу нечего было и думать об удалении в пустыню, когда ему приходилось вести тяжелую борьбу с отцом, настаивавшем на его отречении от распятого Христа.

- Отец! - обратился однажды к царю Иосиф. - Зачем ты стараешься вовлечь мою душу в погибель? Зачем ты запрещаешь мне идти прямым, праведным путем? Если твои уши еще закрыты, чтобы слышать правду, то не препятствуй хотя бы мне самому стоять на правом пути. Я желаю одного: покинуть мир и уйти туда, где пребывает Христов угодник Варлаам, и с ним вместе жить до конца дней. Если же ты, отец, будешь насильно удерживать меня здесь, то скоро увидишь меня умершим от печали.

Авенир никак не желал понимать сына и по совету одного из приближенных прибегнул к последнему средству отвлечь Иосифа от мыслей, казавшихся ему безумными: он передал ему в управление половину своего царства, рассчитывая, что многочисленные обязанности дадут иное направление мыслям царевича.

И в самом деле, царевич успокоился. Увидев, как много добра можно делать при помощи царской власти, он с рвением предался заботам о благосостоянии своих подданных, но главной его заботой было искоренение идолопоклонства и просвещение народа христианской верой.

Наконец, и царь Авенир уразумел истину, и приготовившись к крещению, принял его от купели. Примеру отца последовали и его подданные.

Царь Авенир, просветившись христианской верой, последние годы своей жизни провел в покаянии, посте и молитве, предоставив сыну управление всем государством. После смерти Авенира Иосиф предал правление в надежные руки и отрешился от мира, исполнив, наконец, свое давнее желание. Отыскав Варлаама, он поселился здесь с ним навсегда.

После многолетних подвигов под руководством святого отшельника Иосиф присутствовал и при блаженной кончине столетнего старца Варлаама и, похоронив его, до конца жизни продолжал подвизаться в одиночестве. Когда же пришло его время, Иосиф попросил похоронить его возле наставника.