Так и закончил бы мирно свою подвижническую и трудовую жизнь в стенах пустыни иеромонах Феодосий, если бы не возникла ситуация с переводом монастыря в другое место. Желание это возникло у святителя Гавриила (Городкова) и надворного советника А. И. Кошелева, как возобновление древней обители в имении Кошелевых. Однако, в 1856 году, пустынь решили перенести в село Толпино Ряжского уезда. В эти годы, когда ожидался перевод монастыря на новое место, быстро стала ветшать Спасская пустынь. По неизвестным причинам отец Филарет докладывал начальству о том, что грунт, на котором стоит обитель - не надежен, тем самым подтверждая мысль о переводе пустыни. Обозревая церкви и монастыри Пронска, архиепископ Смарагл увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило повторное освидетельствование грунта. И тогда отца Феодосия перевели в Богословский монастырь, а вместо него на должность строителя назначили казначея архиерейского дома иеромонаха Самуила. Этот деятельный инок так же происходил из духовного сословия. Он окончил курс Рязанской духовной семинарии, и, как известно из отчетных ведомостей, «до монастыря должностей не проходил», а первоначально поступил в Богословский монастырь, где и был пострижен игуменом Иннокентием в 1850 году в возрасте 29 лет в монашество и в том же году рукоположен в иеродиакона. В 1852 году архиепископ Гавриил перевел его в архиерейский Дом библиотекарем, рукоположил в иеромонаха, а затем назначил казначеем, а в 1854 году определил в должность духовника для ставленников. Сменив на должности строителя Пронской Спасской пустыни, иеромонах Самуил за шесть с половиной лет восстановил почти упавшую обитель средствами разных благотворителей и по его прошению Святейший Синод оставил Пустынь на своём месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю второго обновления обители, состоявшиеся 25 июля 1866 года. Однако строительство продолжалось и, уже в 1867 году, в ней была закончена постройка новой каменной церкви с двумя престолами: по правую сторону престол во имя трёх Святителей, а по левую сторону во имя святой мученицы Софии и трёх дочерей её: Веры, Надежды и Любови. Церковь была построена на средства Московского Почетного Гражданина Григория Сергеевича Васильева (им же был возобновлен и Троицкий храм). Иеромонах Самуил пробыл строителем пустыни до 1868 года (в 1888 году он уже упоминается в сверхштатных игуменах Солотчинского монастыря). С июня 1868 по 1872 год настоятелем обители был иеромонах Кирилл (Можаров). Его в феврале 1873 году сменил игумен Македоний (Арестов). Отец Македоний, происходивший из духовного сословия, окончив курс Рязанской семинарии, почти 12 лет продолжал поприще учителя духовных училищ и одновременно был пострижен в Рязанском Спасском монастыре в монашество и определен казначеем. За годы усердного служения получены были этим учёным монахом архипастырское благословение и одобрение, а так-же признательность семинарского правления за успешное преподавание и исправное прохождение учительской должности, признательность и благодарность Епархиального начальства. Он был единственным настоятелем пустыни, удостоенным за отлично усердную службу орденом Святой Анны III степени. По ведомости 1878 года, в монастыре имелось: «каменный двухэтажный корпус для настоятеля, с тремя внизу холодными помещениями, под железной кровлей; каменный братский корпус под железной кровлей; каменный одноэтажный корпус для братской трапезы и кухни под железной кровлей; близ ворот каменная караулка; а также сараи, конюшня, баня, крытая тесом, каменный ледник, крытый дранкою, и за оградою против ворот монастыря изба на каменном фундаменте и при оной скотный двор. В конце 1879 года, отца Македония, в сане архимандрита, переводят в Солотчинский монастырь и, с января 1880 года, управлять пустынью назначен иеромонах Мелетий.

 

По Указу Синода в 1881 году в Пустыне было введено общежитие. В 1891 году, благочинный монастырей архимандрит Владимир, в своём отчёте пишет: «Эта пустынь, при малых средствах и при небольшом братстве, состоявшем почти из одних неученых старцев, отличается особенным порядком в благочинии и хозяйственном устройстве. Отношения братии к настоятелю и настоятеля к братии состоят в должном порядке. Предметом особенного внимания настоятеля к братии служит сохранение порядка, согласия и благочестия между ними. В случае недоумений и разных помыслов, возникающих в душе того, или другого из братий, они большею частию за вразумлением обращаются к своему настоятелю». Отец Мелетий, как и большинство настоятелей обители, происходил из духовного звания. По окончании Рязанской семинарии он проходил должность учителя Донковского духовного училища, а по увольнении поступил в Богословский монастырь, где и был пострижен в 1868 году, а затем, на следующий год, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1877 году преосвященным Палладием был награждён набедренником. Назначенный волей епархиального начальства настоятелем Пронской Спасской пустыни, отец Мелетий семнадцать лет, вплоть до своей праведной кончины, неустанно имел попечение о святой обители и родной братии. В 1882 году, за свои труды, он был награжден наперстным золотым крестом, а в 1888 году - возведен в сан игумена. В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карповичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница грешных», ставшая впоследствии чудотворной.

 

Пронская чудотворная икона «Споручница грешных» была написана на кипарисовой доске и на ней была серебряная в позолоте риза, осыпанная разноцветным шлифованным горным хрусталем. Григорий Карпович Томилин приобрел эту икону в Троицкой адмиралтейской церкви города Санкт - Петербурга и поместил этот образ в свой домашний иконостас. Но в первую же ночь он увидел во сне, будто производится уборка в его доме; брызги грязной воды и слои сметенной пыли так обложили святую икону, что лики едва видны были. Размышляя о значении сновидения, Григорий Карпович понял, что иконе Богоматери следует находиться в храме, и решил пожертвовать ее в Пронскую Спасскую пустынь, о чём написал письмо настоятелю пустыни игумену Мелетию. Отец настоятель дал согласие принять жертвуемую икону. Тогда Григорий Карпович решил сам доставить святую икону из Санкт-Петербурга в Пронскую пустынь. На поезде он доехал до станции Хрущево, а далее до пустыни нес святую икону на плечах. Был июнь 1893 года, стояла жуткая жара. Повсюду служили молебны о даровании долгожданного дождя и совершались крестные ходы по полям. Вот и навстречу Григорию Карповичу двигался такой крестный ход. Завидев его, он снял с иконы покрывало, и яркие лучи полуденного солнца засверкали на серебряной ризе и драгоценных камнях. Настоятель храма того села, из которого шел крестных ход, сказал прихожанам: «Братие! Сим крестным ходом нашим и молениями мы желаем испросить у Господа дождя, благорастворения воздуха и урожая плодов земных. А вот на встречу нам грядет сама Богоматерь иконою Своею, сия встреча не случайна, и устроенная для нас Милостивой Царицею Небесною. Остановим же сейчас икононосца и совершим усердное молебное пение к Богоматери пред Ее святой иконой». Так и сделали. Не прошло и часу после молебна, как пошёл сильный дождь. Умиленные крестьяне увидели в этом явную милость Богородицы к ним и решили ежегодно приносить из Пронской пустыни этот образ в свой приход. Григорий Карпович благополучно дошел до обители, где его встретила и приняла икону братия пустыни. Это один из чтимых списков с прославленной московской святыни. Святой образ привлекал к себе множество паломников, свидетельствующих о многочисленных чудесах, исцелений и благодатных устроении путей человеческих после молитв перед ликом Пресвятой Богородицы.

 

В 1897 году, после тяжелой болезни, почил игумен Мелетий и был похоронен в своей любимой обители. В начале XX века Господь воздвиг в этом монастыре мужа великой духовной силы - иеромонаха Филарета. Святой подвижник, отличавшийся великим послушанием и благоговением пред Царицей Небесной, обходил с этой иконой города и веси. Всюду оставалась благодатная память о Царице Небесной и её чудесах. К началу 20 столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников. Двадцатый век принёс в эту святую обитель разруху, но вместе с ней и славу трёх преподобномучеников, выходцев из Спасо- Преображенского Пронского мужского монастыря. В 1918 - 1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам.

 

Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали. После этого, Спасо- Преображенский Пронский мужской монастырь 95 лет не значился среди монастырей Русской Православной Церкви. В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде (не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение). Для сотен детишек-сирот бывшая обитель стала родным домом. У многих ещё на руках были клейма, свидетельствующие о временах их тяжкого заключения в немецких концлагерях. Дети по-своему осознавали святость того места, где они жили. Несмотря на полное отсутствие духовного или церковного образования, какая-то таинственная связь все-таки установилась между сиротами и святыми.

 

После коррекционного интерната, в помещениях монастыря расположился православный лагерь детского образовательного центра «Пронюшка». В феврале 2011 года, Милостью Божией и по благословению правящего архиерея Рязанской епархии, началось возрождение этой древней Пронской святыни. Как только жизнь обители начала постепенно возрождаться, она приобрела статус Архиерейского подворья. На тот момент, собственность монастыря пока ещё не была передана ему, сама недвижимость - это оставшиеся относительно целыми помещения - пока оставались на государственном балансе, но все документы по передаче были собраны и представлены Губернатору Рязанской области. На территории было позволено производить работы по благоустройству. Небольшой, но дружный братский коллектив, начал косить траву и разбирать упавшие деревья, мыть помещения. В день Собора Двенадцати апостолов в летнем доме на две комнаты поселились первые насельники новоучреждённого Архиерейского подворья, а в октябре 2013 года по решению Священного Синода был вновь открыт Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов). Четыре года работы и трудов не остались бесплодны: обновлено водоснабжение и канализация; отреставрирован и в настоящий момент расписан Трехсвятительский собор монастыря; чудесным образом в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители - икона Божьей Матери «Утоли моя печали»; для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных», взамен утраченной в революционное лихолетия - этот образ с торжественным крестным ходом встречали жители пронской земли, её администрации и духовенство, образ этот с благоговением хранится в храме монастыря, как приемник благодати утраченной святыни; работает гостиница, где могут остановиться паломники, начинаются работы по восстановлению храма Святой Троицы. Сейчас в обители проживают игумен Лука, два послушника и около десятка трудников, которые живут и трудятся во Славу Божию в монастыре. Большинство из них ещё не определились: быть ли им монахами или вернуться в мир, но, тем не менее, их трудами свершается возрождение монастыря. Работ по восстановлению ещё много, но мы верим, что с Божьей помощью мы справимся и к обители вернётся её красота и величие.

 

<< Страница 1