Святые мученицы Агапия, Хиония и Ирина
29 апреля 2013

Во время гонений при римском императоре Диоклетиане многих христиан заточили в темницы, и был у них утешителем и наставником старец Хрисогон. Он неутомимо заботился о тех, кому предстояло трудное испытание, и готовил их к мученическому подвигу. Это не могло утаиться от гонителей, и они не пожелали терпеть такое противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был схвачен и предан смерти. Его обезглавленное тело бросили на берегу моря. Неподалеку от этого мета жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним вели уединенную благочестивую жизнь три сестры, девы Агапия, Хиония и Ирина.

Пресвитер Зоил, узнав, чье тело лежит непогребенным, взял его и сохранил у себя в доме. На тридцатый день по кончине мученика Хрисогон явился пресвитеру во сне и сказал: «Да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божьей Анастасии (это была ученица Хрисогона), чтобы она позаботилась о них и приготовила к предстоящему испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми...»

Такое же сновидение было и Анастасии. Она разузнала, где живут три сестры-христианки, поспешила к ним и провела с Агапией, Хионией И Ириной всю ночь в беседе, чтобы приготовить их к предстоящему подвигу. Недолго им пришлось оставаться в ожидании его... Вскоре они были схвачены за исповедание христианской веры и заключены в темницу.

Казалось, что таких молодых девушек нетрудно будет склонить к отречению от веры. Однако умудренные свыше христианки сумели неопровержимо возражать на все богопротивные увещевания гонителей; не прельстились они обещаниями земных радостей, не страшились и угроз. Поэтому их участь была решена - гонители решили предать их сожжению. Услышав приговор, христианки воскликнули: «Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что благословил нас быть исповедницами имени Твоего!» Агапию и Хионию бросили в разожженную печь, и они с молитвами предали свои души Богу. Анастасия, названная впоследствии Узорешительницей, посвятившая себя заботам о христианских узниках и о погребении мучеников, приняла неповрежденные останки Агапии и Хионии и тайно похоронила.

На следующий день один из верховных судей, Сисиний, призвал младшую из сестер, Ирину, и стал угрожать ей истязаниями и позором, но она с твердостью отвечала:

- Сотворенное с человеком супротив его воли Богом не поставляется в грех... Не осквернились святые, и прежде страдавшие за Христа, которым мучители насильно вливали в уста кровь идольских жертв... Я не забочусь о том, что вы сотворите над моим телом, и готова вытерпеть все ради имени Бога моего!

Ирину вывели за город и там умертвили стрелой. Умирая, она воскликнула:

- Иду к блаженным сестрам моим!

Это было в 304 г., в Великую пятницу, и когда наступила ночь, Анастасия послала своих слуг взять тело мученицы и сама похоронила рядом с ее сестрами.