Блаженный Иоанн, родом, вероятно, болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей Руси в 1080 году и вскоре заслужил всеобщее уважение....
В начале царствования Михаила Федоровича шведы напали на Россию и, разоряя окрестности Пскова, грабили дома, церкви и монастыри.
В это время в обители Богоматери Печерской, в пределах Пскова, жил один богоугодный старец, принявший схиму монах Дорофей. При нашествии шведов, устрашивших всю псковскую область, он решил в 1616 году оставить Печерскую обитель и вернуться на свою родину, в село Никульское, близ города Мологи.
С таким намерением пришел он однажды для утренней молитвы перед иконой Печерской Богоматери и вдруг услышал от иконы голос, который повелевал ему взять образ Богоматери Одигитрии и с ним идти на родину. Голос указал и место, где находилась та икона, и обещал даровать ему на родине спокойное пристанище.
Старец, обрадованный Божественным гласом, немедленно пошел на указанное место, увидел образ Одигитрии, упал перед ним на землю и стал молиться. Когда после молитвы он взял его в руки, вдруг образ чудотворный просиял перед ним. Краски перед иконой показались ему так ярки и свежи, как будто она была совершенно новая.
Старец, восхищенный чудной иконой Богоматери, пришел к настоятелю, рассказал о чудесном образе и о чудесно полученном повелении идти на родину с этим образом и просил у настоятеля благословения удалиться из обители. Настоятель, не доверяя словам старца, не хотел отпускать его, и ночью Богоматерь явилась ему во сне и с гневом сказала: «Зачем препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Этим упорством ты противишься моей воле». Настоятель немедленно объявил братьям о видении, взял образ Богоматери Одигитрии, с благословением отдал его старцу Дорофею и благословил его.
Старец принял от настоятеля образ и благословение и отправился в путь, решив поставить этот образ в своей приходской церкви во имя Всемилостивого Спаса.
У Мологского стана на реке Юг, в семи верстах от села Никульского, он вдруг почувствовал усталость, поставил икону на дерево, сам лег под ним и заснул. Проснувшись, он хотел снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть ее с места; пробовал еще раза три, но икона оставалась неподвижной. Старец был в крайнем недоумении и услышал от иконы голос: «Напрасно стараешься. Я желаю, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков, в ней и да пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила».
Старец устроил себе на этом месте келью, поставил в ней икону и стал проводить ни и ночи в усердных молитвах. Жители окрестных селений узнали о происшествии старца и о принесенном им чудотворном образе Богоматери и начали приходить на поклонение образу, приводя с собой одержимых различными недугами болезнями. Немощные по мере веры получали исцеление.
После смерти старца в 1623 году его келья осталась пустой, и священники села Никульского решили взять из нее икону Богоматери и перенести в церковь. Икону перенесли, но на другой день она вновь оказалась на прежнем месте, в келье старца, и перед ней стояла горящая свеча.
Священники снова поставили икону в церкви, но на другой день, как и прежде, образ опять был найден в келье. Священники поняли, что их намерение неугодно Богоматери, и оставили икону на месте. Чудеса от иконы множились; священники сочли нужным сообщить о них Варлааму, митрополиту Ростовскому, а митрополит доложил патриарху Филарету. Патриарх с согласия царя Михаила Федоровича отправил митрополиту грамоту с дозволением построить монастырь и церковь на месте кельи с чудотворным образом Богоматери. Через некоторое время здесь были сооружены деревянная церковь во имя Успения Богоматери и монашеские кельи.
Таким образом было положено основание обители, получившей свое наименование от старца Дорофея и реки Юг - Югская Дорофеева пустынь, которая и доныне известна по находящейся в ней иконе Богоматери Одигитрии.