Стефан Неманя
26 февраля 2014

Блаженный Стефан Неманя прославился как основатель Сербского государства и династии Неманичей.
Младший среди братьев, он сначала (с 1149 года) был жупаном Рашским, потом (с 1165 г.) присоединил к этим владениям наследственную собственность своих предков - Зету - и стал великим жупаном Сербии. Наконец под его властью объединились все сербские земли. Сначала Стефан, как и его отец, находился в некоторой зависимости от греческого императора, но потом стал полновластным владетелем всей Сербии и добился признания независимости Сербского государства Византией (1190 г.).
В младенчестве Неманя был крещен латинским священником, но в 1143 г., в возрасте 30 лет, он решил порвать всякую связь с католицизмом и торжественно принял новое крещение от рук православного рашского епископа Леонтия. Это решило и его судьбу, и судьбу Сербии. Немане пришлось воевать со всеми удельными жупанами. Дело дошло до того, что вместе с братьями он был заключен в подземную пещеру. На защиту благочестивого христианина поднялся весь сербский народ, и в конце концов братья Немани последовали его примеру и порвали отношения с Римом.
Вытесняя романизм из Сербии, Стефан с еще большей настойчивостью восставал против арианства. Неманя изгнал сторонников этого учения, дома и имущество их отобрал в пользу бедных и больных, а главному учителю и проповеднику ереси приказал вырвать язык.
Бан боснийский Кулин, настроенный против католицизма, покровительствовал богомилам, но это не избавило государство от римского влияния и способствовало распространению в Боснии манихейства. Блаженный Неманя, считая богомилов врагами христианства, гнал их из Сербии, и в конце XII столетия им пришлось скрываться только в ущельях Боснии и на границах Хорватии.
В горных ущельях, в глухих местах, вначале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий, но правитель уничтожал капища и пресекал идолопоклонство.
Такая политика Немани способствовала возвращению Сербии коренных славянский поселений, занятых греками, и возвысила сербскую народность. Этого удалось добиться ценой долгой борьбы: греки под видом покровительства чистой вере не только не хотели отказываться от чужой собственности, но и препятствовали Немане и тогда, когда он стремился объединить соседние племена славян.
Блаженный Стефан Неманя усердно строил рассадники христианской жизни - монастыри. Так были основаны и щедро одарены им монастыри Студеница и Сопочаны. Монастырь же Юрьевых столбов стал памятником его благодарности за спасение из пещерной темницы. В возрасте 80 лет, собрав вельмож, Неманя объявил свое желание оставить мир и назначил преемником сына. Напрасно его упрашивали не разлучаться с подданными. Епископом Каллиником была совершена литургия; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии. Затем тот же епископ в Студеницкой обители облек блаженного и его благочестивую супругу Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую - Анастасией. В то же время была роздана щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель, Симеон остался в Студенице. Здесь он подвизался два года, а потом отправился к сыну Савве на Афон.
Посетив вместе с Саввой все Святогорские монастыри, Симеон поселился в одной из келий, построенных его сыном в Ватопеде. Благодаря щедрости преподобного были построены ограда и башня, насажены виноградники и восстановлен храм Симеона Богоприимца, прежде разоренный пиратами. Один благочестивый старец подал Симеону мысль построить новый или восстановить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон сербы могли найти там приют. Старцу Симеону понравилась эта идея, и он поручил сыну претворить ее в жизнь. Им приглянулся заброшенный Хиландарский монастырь. Ватопедским грекам не хотелось выпускать из своих рук ни власть, ни землю, но все же Хиландарь был предоставлен Симеону и Савве. Монастырь быстро наполнился иноками-славянами. Император Алексей, родственник Неманичей, даровал Хиландарю права независимой обители.
Старец прожил здесь всего восемь месяцев. Чувствуя близость кончины, он сделал последние распоряжения, просил сына молиться за него, перенести его тело в Сербию и не забывать Сербской церкви. Накануне дня смерти он простился с братией и отпустил всех, кроме сына. В полночь, несмотря на слабость, Симеон поднялся, радостно облекся в полное иноческое одеяние, как бы ожидая великих гостей, и, причастившись, поблагодарил Господа за все милости Его. Затем впал в забытье. Поутру сын вынес отца в церковный притвор и положил на простую рогожку. Братия окружила благодетеля и зарыдала. Преподобный, с трудом подняв руку, дал знать, чтобы они успокоились, и, устремив взгляд на образ Спасителя и Богоматери, прошептал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была его последним словом. Так мирно почил старец 86 лет, в 1200 году.