Симон, епископ Владимирский
02 июня 2013

Блаженный Симон, писатель печерских подвижников и владимирский епископ, положил начало иноческому житию в Печерской обители преподобных Антония и Феодосия и сам провел здесь долгое время. В 1206 г. он стали игуменом Владимирского Рождественского монастыря и духовником благочестивой княгини Марии, основательницы женской обители. В 1214 г. по желанию князя Юрия Всеволодовича блаженный Симеон был поставлен епископом во Владимир и Суздаль. В 1217 г. владимирский престол занял брат Юрия. Преподобный вместе с опальным князем удалился из Владимира в бедный городок Радилов. Вскоре добродушный Константин помирился с братом и, объявив себе наследником, отдал ему суздальский престол. Симон не захотел возвращаться во Владимир и остался в Суздале с любимым князем. В свою епископию он возвратился только после смерти Константина. В сентябре 1218 г. блаженный Симон в присутствии великого князя Юрия освящал новый храм в том самом монастыре, где был игуменом.
Преподобный Симон своей самоотверженной и благочестивой жизнью снискал великую любовь власть предержащих, и они готовы были на любые жертвы из уважения к блаженному епископу.
Но Симон твердо шел путем духовной жизни, не увлекаясь счастьем и не поблажая самолюбию.
В 1225 г. освящал он соборный храм в Суздале, построенный им вместе с князем на месте древнего разрушившегося собора. В мае 1226 г., чувствуя близость кончины, он облекся в схиму и вскоре мирно почил.
Летопись справедливо называет блаженного Симона «учительным». Превосходный образец поучений праведника – его послание к Поликарпу, печерскому иноку и духовному другу. Оно же показывает, каким искренним благочестием была полна его душа.
Инока Поликарпа тревожили честолюбивые помыслы, и он уходил из Печерской обители то в одно, то в другое место. Чтобы привнести в душу друга покой, Симон подробно рассказывает в письме о Печерской обители и ее важности в духовной жизни и не щадит Поликарпа в обличениях.
«Брат! – пишет святитель. – Сядь в безмолвии, подумай и скажи: если ты пришел сюда для спасения, а делаешь не духовные дела, то для чего облекся в иночество? Черные ризы не избавляют тебя от муки. Вот видишь, тебя хвалят тебя князья, бояре и друзья за то, что не думаешь о мирском, желая небесного. А ты живешь не по-монашески. Стыдно мне за тебя. Что, если ублажающие нас предварят нас в Царствии Небесном? Они будут в покое, а мы будем, жестоко мучимые, кричать. Кто помилует тебя, когда ты сам себя погубишь? Пробудись, брат, пробудись и позаботься о своей душе; трудись во имя Господа со страхом и смирением; не будь ныне кроток, а завтра – гневен и зол; ненадолго молчалив, а потом опять готов роптать на игумена и его служителей. Не будь лжив, не оставляй церковного собрания под предлогом болезни. Как дождь расти семя, так Церковь оплодотворяет духовную землю для произращения добрых дел. Что ни делаешь в келье, не имеет той силы, как совершаемое в церкви. Читаешь ли «Псалтырь» или поешь псалмы, – это не сравнится с одним соборным пением. Вспомни, брат, что верховный апостол Петр, будучи посланником Бога живого, лишь церковной молитвой был избавлен из рук Ирода. А еще, брат, не делай так, что ныне ты с удовольствием разделяешь трапезу, а завтра ропщешь на повара и служащего брата, оскорбляя тем начальствующего… Не брани келаря: кто ропщет, тот себе причиняет вред. Едите ли, пьете ли, всё творите во славу Божию. Терпи, брат, и оскорбление: претерпевший до конца спасется. Если и случится тебе быть оскорбленным, не предавайся гневу, но поклонись брату и скажи: «Прости меня» Исправив свои грехи, победишь вражью силу. Если же на брань будешь отвечать грубостию, то вдвойне оскорбишь себя. Довольно, брат, того, что учинил по своей гордости. Тебе следует оплакивать то, что, оставив свой монастырь, святых отцов Антония, Феодосия и братию, взял на себя игуменство над другими. Хорошо ты поступил, когда скоро оставил это и не подставил спины врагу своему, который хотел тебя погубить. Разве ты не знаешь, что дерево, неполиваемое и часто пересаживаемое, скоро засыхает? И ты, отказавшись от послушания отцу и братии, скоро погиб бы. Овца в стаде безопасна, а отдаляясь от стада, скоро становится добычей волков. Тебе бы следовало прежде еще подумать, для чего хотел ты выйти из святой и честной обители Печерской, где находит спасение всякий ищущий его?
Я думаю, брат, что сам Бог попустил в наказание за гордость, за то, что ты не хотел служить святому человеку, господину своему, а нашему брату, архимандриту Акиндину, печерскому игумену. Ты писал о своей досаде? Горе тебе! Ты погубишь душу свою. Спрашивая тебя: чем ты надеешься спастись? Будь ты по истине всегда трезв и беден, проводи ночи без сна, но, если не переносишь оскорблений, не спасешься. Порадовались было игумен и братия, утешились мыслью о твоем возвращении, но ты опять потворствовал своей воде, пожелав быть игуменом у Дмитрия, хотя никто не принуждал тебя: ни игумен, ни князь, ни я. Пойми же, брат, что Богу неугодно твое начальствование, и потому послал Он тебе слабость зрения. Но и тем не вразумился ты. Вижу, что ты самолюбив и ищешь славы у людей, а не у Бога. «Разве не стою я такого сана? Чем я хуже. Например, эконома?» Так говорил ты. И супруга князя Ростислава Верхуслва пишет ко мне, желая видеть тебя епископом в Новгороде, на месте Антония, или в Смоленске, на месте Лазаря, или в Юрьеве, на месте Алексия. Но я отвечал: «Дочь моя, Анастасия! Не богоугодное дело ты задумала; если бы Поликарп оставался в монастыре с чистой совестью, в послушании игумену и братии, и жил в строгом воздержании, то удостоился бы не только святительского сана, но и Небесного Царствия». Ты, брат, пожелал епископского сана? Конечно, доброго дела желаешь. Но имеешь ли ты те качества, которые должен иметь епископ? Если бы ты был достоин такого сана, я не отпустил бы тебя от себя, своими руками поставил бы наместником на обе епископии – во Владимир и Суздаль, как хотел князь Юрий и не захотел я. Не в том совершенство души, чтобы быть в чести у людей, а в том, чтобы улучшиться в жизни и быть чистым. Из Печерского монастыря многие поставлены в епископы. Как Самим Христом были посланы апостолы по всей Вселенной, так Богородицей – были поставлены епископы по всей земле Русской. Первым был ростовский епископ Леонтий, которого Бог прославил нетлением. О митрополите Илларионе ты сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен и рукоположен. После них поставлены были епископы: Николай и Ефрем в Переяславль, Исаия в Ростов, Герман в Новгород, Стефан в Вышгород, Нифонт в Новгород, Лаврентий в Туров, Марин в Юрьев, Мина в Полоцк, Николай в Тмутаракань, Феоктист в Чернигов, Лука в Белгород, Ефрем в Суздаль. Если хочешь знать всех, прочти старую Ростовскую летопись. Пойми же, брат, какова же слава того монастыря, и покайся. Полюби тихую и безмятежную жизнь, к которой Господь привел тебя. Я рад оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но ты знаешь, что удерживает меня. Кто не знает, что у меня, грешного епископа Симона, соборная церковь во Владимире, красота города, а другая в Суздале, которую я сам построил? Сколько они имеют городов и сел? И десятину собирают, и бедным помогают. Но пред Богом говорю тебе: вся эта слава и власть – ничто; один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести».