Стефан Щилянович родился в семье благочестивых родителей в Жупе, на юге от Захолмья. С юных лет полюбив Господа, в зрелом возрасте он старался...
Фасций Киприан, карфагенянин, живший в III веке, был сыном богатого сенатора-язычника. Еще в юности он пристрастился к наукам и прославился ученостью. При этом жил он роскоши, любил пиры, не отказывал себе в удовольствиях и часто собирал в своем богатом загородном поместье друзей и учеников, любивших и почитавших его. Однако эта счастливая мирская жизнь не удовлетворяла Киприана - его душа стремилась к высшему счастью - к пониманию истины и добра.
Однажды Киприан познакомился с христианским пресвитером по имени Цецилий, который сумел убедить ученого язычника в том, что дать человеку истинное знание и указать путь к счастью и спасению может лишь вера - в единого Бога, Иисуса Христа.
Киприан принял святое крещение и, обратившись в иночество, в знак благодарности просветившему его пресвитеру присоединил к своему имени его имя и стал зваться Фасцием Цецилием Киприаном.
Приняв крещение, Киприан совершенно изменил свою жизнь: богатство, которое прежде расточал на удовольствия, стал отдавать бедным, все время посвящал изучению Священного Писания и молитве. Единственным его желанием стало жить достойно звания христианина. Все прочее в мире потеряло для него всякую цену.
Своей духовностью Киприан сумел вскоре завоевать уважение христиан и через два года после крещения стал пресвитером, а через год - после смерти карфагенского епископа Доната - все пожелали, чтобы Киприан занял его место. Не считая себя достойным этого высокого сана, Киприан отказывался, но когда христиане, окружив его дом, стали настаивать, восклицая: «Или Киприана, или никого!» - решил, наконец, уступить их просьбам.
Приняв сан, Киприан ревностно принялся исполнять обязанности пастыря Церкви. Это было время, когда христиане, отдохнув за несколько лет от гонений, стали беспечнее, равнодушнее к вере, сближались с язычниками и даже заключали брачные союзы с ними, перестали чуждаться роскоши. Милосердие же ослабело, и дел благотворительности стало меньше. Против этого решительно восставал Киприан.
Между тем, поднялась новая волна гонений на христиан. В Карфагене был получен указ Деция о строгом преследовании верующих, которых он считал врагами государства. В Риме уже принял мученическую смерть епископ Фабиан, и римские христиане, сообщив Киприану о случившемся, уговаривали его скрыться на время, чтобы не подвергать опасности свою жизнь в то время, когда она могла быть особенно нужной для Церкви.
Особенно страдали от преследований язычников новообращенные христиане, занимавшие почетное положение в обществе или выделявшиеся ученостью и умом. Поэтому первым, кто испытал на себе гнев гонителей, стал Киприан. Язычники громогласно требовали казни пастыря христианской Церкви, рассчитывая, что это ослабит позиции христиан. Опасаясь расправы над епископом, паства Карфагена обратилась к нему с просьбой удалиться из города хоть на время. Вместе с тем, христиане надеялись, что с уходом Киприана утихнут и сами гонения, направленные в первую очередь против него.
Киприан согласился на время скрыться и дал перед отбытием наставления пастве на время гонений, а одному из пресвитеров поручил распоряжаться его имуществом в пользу нуждающихся.
Епископ покинул город, но гонения не только не утихли, но с каждым днем становились ожесточеннее. Тогда и оправдались опасения святителя Киприана, предостерегавшего тех, чья вера ослабла в мирских удовольствиях и развлечениях. Испытание застало многих неподготовленных, и эти люди из страха смерти и привязанности к земным благам отреклись от веры, соглашались совершать языческие жертвоприношения или покупали себе лонные свидетельства в том, что совершили обряд... И таких отступников оказалось очень много. Тех же, кто устоял в своей вере, заключали в темницы, ссылали в рудники, предавали пытками смерти. Известия обо всем этом доходили до Киприана, и он усердно поддерживал паству письменными наставлениями и утешениями. В тоже врем он пожертвовал и все свое оставшееся имущество в пользу бедных христиан, чтобы спасти их от соблазна отречься от веры по причине нищеты.
Когда волна гонений на христиан несколько спала, Киприан возвратился в Карфаген и тотчас же приступил к созванию собора. Святые отцы долго совещались и приняли решение не лишать отступников надежды на примирение с Церковью, но и не допускать к общению с верными христианами без покаяния.
Смерть Деция хотя и ослабила преследование христиан, но не прекратила. Киприан решился на этот раз не покидать Карфаген и усердно готовил свою паству к новым испытаниям.
И воспитанная епископом твердость духа вскоре понадобилась народу. Ожидаемых гонений не последовало, но испытание пришло в виде страшной эпидемии, долго опустошавшей города и села. В эти нелегкие дни святитель подал своей пастве великий пример гуманизма, оказывая помощь в беде не только христианам, но и язычникам.
«Не смотрите на лицо страждущего, - писал Киприан, - они все ваши братья, дети единого Небесного Отца, и пусть язычники видят, что сама смерть не может угасить в христианине любви к врагам».
В первые годы правления императора Валериана Церковь отдыхала от гонений, и Киприан воспользовался мирным временем, чтобы заняться внутренним благоустройством Церкви.
Время это было недолгим, и в 257 году наступил новый период гонений на христиан. Был издан указ «епископов, пресвитеров и диаконов казнить; сенаторов, мужей значительных из христиан - лишать чинов и имущества, если же и после того останутся христианами, то казнить; благородных жен заточать, прочих же под стражей и в оковах посылать в рудники».
Когда этот указ дошел до Карфагена, проконсул, призвав Киприана, потребовал, чтобы он отрекся от Христа и назвал имена всех церковнослужителей. Епископ отказался подчиняться властям и был приговорен к ссылке в дальний захолустный городок. Здесь он целый год протомился в заточении, терпя многие лишения, но не утратил бодрости и не переставал утверждать в вере христиан, с которыми поддерживал переписку. Некоторым удавалось даже его тайком навестить.
И вот настал день, когда проконсул вызвал Киприана на суд в Карфаген.
- Ты ли Фасций Цецилий Киприан, наставник этих безумных людей? - спросил он святителя.
- Да, я епископ здешних христиан.
Проконсул имеем императора потребовал от Киприана, чтобы он принес жертву богам.
- Не могу этого сделать, - отозвался святитель.
- Подумай о своей безопасности, - предостерег проконсул.
- Моя безопасность в Иисусе Христе, Которому я служу. Делай, что приказано, я готов, - отвечал исповедник.
- Ты сам долго жил с нечестивыми мыслями и смутил разум многих других. Пусть же кровью твоей освятится закон! - объявил тогда проконсул и написал на доске: «Фасцию Киприану отсечь голову мечом».
- Благодарение Богу! - радостно воскликнул Киприан и спокойно пошел на казнь.
Множество народа последовало за ним. Среди толпы слышались восклицания: «Умрем и мы вместе с нашим епископом!».
Помолившись и благословив верную паству, Киприан с неземным спокойствием преклонил под меч свою голову.