Бедствия православных христиан в восточной части Римской империи доходили до крайних пределов при последователе Ариева учения императоре Валенте (...
Сын Всеволода Черного черниговский князь Михаил был ненавистен захватившим Русь татарам тем, что старался противодействовать их власти, и они только ждали случая, чтобы с ним расправиться. Этот случай представился, когда Михаил должен был отправиться в Орду для обычного утверждения за собой наследственного княжения.
Как только он явился к хану на поклон, так от него потребовали соблюсти известные языческие обряды, как то: поклонение кусту, прохождение через огненные кусты, - хотя это и не всегда требовалось от русских князей.
Благочестивый православный князь не пожелал подчиниться, невзирая на уговоры спутников поберечь свою жизнь ради семьи, ради всего дорогого для него.
- Не желаю губить свою душу! - заявил Михаил и, сбросив с себя княжескую епанчу, добавил. - Прочь от меня, слава земная, я не хочу ее...
Убийцы как звери бросились на князя, стали избивать и топтать ногами. Долго продолжались страдания мученика, наконец, один отступник от веры из русских, путивлялин Дементий, может быть, из сострадания, отсек князю голову.
Подобная участь постигла и боярина Феодора, сопровождавшего Михаила. Его также принуждали исполнить волю хана и совершить языческий обряд, пообещав за это наследие князя, но и он с твердостью отказался.
После этого Федора истязали также, как и князя Михаила, и он перенес все мучения с такой несокрушимой стойкостью, что сам хан Батый воздал честь обоим, назвав их великими мужами.
После казни тела мучеников были выброшены на съедение псам, но христиане тайно взяли их и перенесли в Чернигов.
В 1572 г., когда Чернигов находился под властью поляков, мощи мучеников по воле Иоанна Грозного перенесли в Москву.