Святые мученики Авдиисус и Авделай Каскарские
29 мая 2013

По условиям мира, заключенного в июне 363 года между Римской империей и Персией, последняя приобрела пять провинций за Тигром, в большинстве населенных христианами, и потому персидское правительство было вынуждено дать больше свободы христианам и в старых областях. Лет двенадцать продолжался покой Церкви до возобновления гонений. Поводом послужило следующее.
Авдиисус, епископ Каскарской области в Вавилонии, имел племянника-дьякона. Которого за развратную жизнь лишили сана. Бывший дьякон, жедая отомстить, отправился в Сузу, где находился тогда царь, и донес ему, что в провинции Каскарской живет глава христиан по имени Авдиисус и при нем священник Авделай. Они шпионят в пользу Рима, сообщают императору о внутренних делах Персии и обо всем, что происходит на Востоке. Указами пренебрегают, слова его осмеивают, солнце и луну, огонь и воду не признают за богов и смеются над ними.
Выслушав опального дьякона, царь тотчас велел Ардширу, правителю Адиабены, схватить епископа и его пресвитера и предать истязаниям. Авдиисус и Авделай были доставлены в предместье Бет-Лапета и подвергнуты допросу. На вопрос, кто они, священники отвечали:
- Мы – христиане.
Им сказали, что христиане – враги царя, на что допрашиваемые возразили:
- Нет, это он наш враг, потому что ненавидит истинного Бога и убивает истинных его почитателей.
На требование говорить понятнее, если не хотят умереть позорной смертью, они сказали:
- Мы любим истину и не позволяем себе обольщаться ложью. А ты довершай свое плутовство. Пусть нас постигнет всякая смерть, какую ни придумает твоя алчность. Мы с радостью умрем за Господа.
Дальнейшее обвинение в шпионских связях с римлянами Авдиисус совершенно отверг, а относительно непочитания персидских богов выразился, что об этом не следует и говорить, так как они совершенно иной веры. Тогда палачи их связали и предали пыткам, чтобы вынудить признать солнце, бога государева, и выдать тайны императора. Исповедники веры остались непоколебимы. Взбешенные палачи бросили их в темницу и давали им только хлеб и воду для поддержания жизни.
Наконец, одна сострадательная вдова, несмотря на запрет, спустила им через небольшое оконце тюрьмы более пригодную и укрепляющую пищу, которой они и подкрепились, благодаря Бога.
Ардшир донес царю, что несмотря на всякого рода пытки, обвиняемые не сознаются в преступлениях. Царь, полагая, что этого можно достигнуть и иным путем, позвал обвинителя и спросил его, есть ли в Каскаре и еще подозрительные христиане. Предатель указал ему на каскарского епископа Авду, тамошних священников и дьяконов. Тогда царь поручил ему привести их, дав для этого отряд воинов. Между тем, Авда, не зная о готовящихся ему испытаниях, со своими священниками и дьяконами по церковным делам отлучился из города. Посланники царя схватили их по дороге и доставили в Леду, где находился царь, который и поручил сановнику вместе с двумя язычниками расследование.
Занявшись делом Авды и его спутников, судьи совершенно забыли об Авдиисусе и Авделае. Царь первый вспомнил о них и велел обезглавить. Они находились в таком жалком состоянии, что сами не могли идти на место казни; их принесли туда на плечах. Вид их был ужасен. Еще раз им было предложено отречься от своей веры, и за отказом последовала казнь. В городе находились тогда римские военнопленные христиане. Они тайно взяли тела мучеников, положили их в скрытном месте, а ночью похоронили.
Та же участь постигла и остальных мучеников.