Святой Филипп, митрополит Московский
22 января 2014

Святой Филипп, в миру Федор, родился в 1507 году. Его отец, знатный боярин Колычев, служил при дворе великого князя Василия Иоанновича и, предоставив хорошее воспитание своему сыну, готовил его к государственной службе. Но не на этом пути предстояло прославиться Федору. После смерти князя, в суровое время правления его вдовы Елены, при дворе стали господствовать честолюбивые и безнравственные люди, и по их интригам и козням начались преследования многих невинных людей, в том числе и некоторых родственников Федора. Все это вызвало в чистой душе праведника мысли о греховности и пустоте жизни в мире. А когда однажды он задумался над услышанными в церкви словами Евангелия: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне», - решил оставить мир и посвятить себя служению единому Божественному Владыке.

И вот в 1537 году он тайно, в одежде крестьянина, ушел из Москвы и прожил некоторое время в под кровом одного селянина возле Онежского озера, в деревне Хижи, зарабатывая свой хлеб как простой работник. Потом дошел до Соловецкого монастыря, где был принят сначала послушником, а через полгода пострижен в иночество под именем Филиппа и в течение девяти лет ревностно исполнял самые тяжелые работы: рубил дрова, таскал камни, трудился в огороде, на мельнице, в кузнице, ловил рыбу и пек хлеб в пекарне. Иногда он удалялся на пустынный остров, чтобы там, в полном уединении, беспрепятственно предаваться молитве и безмолвию.

За такую подвижническую жизнь в 1548 году Филипп был единодушно избран братией игуменом. Дела обители шли не лучшим образом – она еще не успела отстроиться после сильного пожара; число иноков все увеличивалось, а средств на их содержание не хватало. Филипп немедленно принял меры для улучшения всеобщего благосостояния: умножил и улучшил соляные варницы, устроил мельницу, соединил озера каналами, что способствовало осушению болотистой местности для сенокосов, провел дороги по дебрям. На один из островов, в десяти верстах от монастыря, был завезен рогатый скот, в леса пустили лапландских оленей. Филипп нашел возможность выделывать меха и кожи и стал выписывать сукно для одежды. Был построен кирпичный завод, что позволило ремонтировать или строить новые здания. Благодаря игумену была упорядочена вырубка леса, чтобы не истреблять его без надобности, но правильным очищением содействовать размножению. Был выкопан большой пруд, получивший название святого озера; оттуда в монастыре брали пресную воду. В 1553 г. Филипп написал для братии устав, устроил для больных и престарелых больницу; распределил обязанности между монастырскими крестьянами; построил два величественных храма – Успенский и Преображенский.

Обеспечивая таким образом превосходное устройство Соловецкого монастыря, Филипп заботился и о душевном состоянии народа: искоренял праздность, запретил пьянство и азартные игры, очень распространенные в это время. Чтобы люди могли найти занятия по душе, завел ремесла и промыслы; сам придумал различные орудия для облегчения работы, сам подавал пример неутомимого труда. При этом он не ослабевали в подвигах иночества и даже отшельничества и удалялся по временам в свою пустынь.

Слухи о славном игумене достигли Москвы, и в 1556 году Иоанн Грозный вызвал Филиппа для духовного совета и пожелал сделать его первосвятителем Москвы.
…Духовенство и бояре со слезами упрашивали Филиппа принять митрополию, и он согласился. Однако поддавшись клевете на Филиппа, раздраженный неустрашимостью, с которой святитель сказал ему, что «не может он в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония того несчастного времени», Иоанн велел сначала заключить его в тюрьму, где он был лишен первосвятительского сана и заточен в Тверской Отроч монастырь.
…В 1569 году Филипп умер.
В 1591 году при царе Федоре Иоанновиче нетленное тело святителя было перенесено в Соловецкий монастырь.