Святой Симеон, епископ Тверской
16 февраля 2014

В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, представлен среди святых Русской церкви. Летописи разных времен называют его преподобным епископом, свидетельствуя таким образом о его подвижнической, святой жизни.
Блаженный Симеон был первым тверским епископом и седьмым - полоцким. Согсласно летописям, он происходил из рода полоцких князей - это подтверждается и тем, что множество земель и угодий было роздано им полоцким обителям и церквам.
Тяжелые времена заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. был убит литовский князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же был лишен жизни и его племянник, князь Полоцкий Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгороде, другие бояре и князья бежали кто куда. Полоцкий епископ, и прежде заведовавший церквями Тверского княжества, уехал в Тверь, тем более что в то же самое время тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал своим престольным городом.
Блаженный Симеон получил всеобщее признание как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописей, он был «хорошо знаком с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил». В качестве примера можно привести описанный в памятника древности разговор Симеона с полоцким князем Константином: «...Желая уколоть своего тиуна, князь в присутствии многих людей обратился к епископу с вопросом:
- Где будут наши тиуны на том свете?
Владыка Симеон отвечал:
- Там же, где и князь.
Константину это не понравилось, и он возразил:
- Тиун судит неправо, берет деньги, продает и мучает людей, делает все худое; а я что делаю?
Владыка сказал ему:
- Если князь добр и богобоязнен, жалеет людей, любит правду и потому выбирает в тиуны человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то будет он в раю, и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы добывал ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей, то и князь будет в аду, и тиун его вместе с ним. Говорю вам, князья и наместники: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, проливающей воду над морем, а не над жаждущей землей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни гроша; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро».
Пожар в 1276 году уничтожил все постройки в Твери, пощадив лишь один-единственный храм. Заботливому святителю пришлось много потрудиться для построения новых церквей. И опять огненная стихия все уничтожила - в 1282 году в Твери снова случился пожар.
И святитель Симеон принимает решение больше не строить деревянных храмов. Чудом сохранившийся кафедральный храм Козьмы и Дамиана был разобран, и на его месте в 1285 г. святитель основал каменный кафедральный собор в честь Спасителя.
В следующем году преподобный Симеон воочию убедился в искренней любви верующих к пастырю. На церковные волости тверского владыки внезапно напали литовцы и ограбили их. Тверичи сами, добровольно, бросились за разбойниками, догнали и отняли все награбленное. Самоотверженно трудилась паства и над сооружением нового храма. И хотя князь Михаил Ярославич сделал все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, прочный великолепный храм не мог быть построен скоро.
Симеон, чувствуя, что не доживет до окончания строительства, решил освятить в 1287 г. в созидавшемся храме подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой, пока позволяют силы. Храм же был освящен его преемником, епископом Андреем, в 1290 году.