Святой Прокл, архиепископ Константинопольский
03 декабря 2013

Прокл, один из любимых учеников Иоанна Златоуста, с молодых лет ревностно заботился об образовании ума и сердца своего, и богатыми плодами увенчались эти святые старания!
Пройдя различные степени священнослужения, в 436 году он был рукоположен в епископы Кизика, но так как граждане избрали себе другого пастыря, Прокл остался в Константинополе и приобрел большую известность, проповедуя Слово Божье в церквах. Таким образом он обличил с кафедры, торжественно, убедительно и красноречиво, лжеучение Нестория, архиепископа Константинопольского, который проповедовал против Божества Иисуса Христа, уверяя, что родившийся от Девы Марии не есть воплотившийся Бог, а простой человек...
После низложения и изгнания Нестория в 431 году многие желали видеть на его месте Прокла, но посвящен был старец Максимиан, и только после его смерти, В 434 г., Прокл стал архиепископом Константинопольским. Он ревностно старался успокоить Церковь, волнуемую в то время различными ересями, и управлял своей паствой в духе кротости и с великой любовью. В 438 году при его содействии были торжественно перенесены в Константинополь мощи его великого учителя Иоанна Златоуста.
Блаженный Прокл скончался в 446 году. Его сочинения дошли до настоящего времени. В одном из них Прокл говорит о христианских праздниках: «Частые и разные торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие. Как вытерпевшие бедствия бурного морского плавания радуются пристани как надежной защите жизни, так и всякий когда после беспокойств от занятий каждого дня наступает праздничный день, радуется ему как дню покоя от забот, как свободе от трудов». Сравнивая эти дни с праздниками у иудеев и язычников, Прокл продолжает: «Но праздники христиан - священны и чудны - источники спасения. Первый наш праздник проповедует о нашествии Бога к людям. Следующий за ним изображает освящение вод и начало крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу отцов. Четвертый возглашает о восшествии Первенца нашего на небо и сидении одесную Бога Отца. Пятый трубит о нисшествии Святого Духа, об обильной росе благодати. Вот праздники, которые сотворил нам Господь, - возрадуемся и возвеселимся в них!»