Святой и праведный Иов многострадальный
15 мая 2013

Иов, «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла», жил на границе Аравии и Идумеи между 2100 и 1700 г. до Рождества Христова. Он был богат, всеми уважаем и счастлив со своей семьей. Но вот, по изволению Божью, враг человеческий подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить своего Бога.
Однажды наслаждавшегося земным счастьем Иова как громом поразили одна за другой вести о потере всего имущества и о гибели его детей… Но как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!” Но при всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».
Приняв со святой покорностью выпавшие на его долю испытания, Иов сохранил умение богоугодно страдать и тогда, когда пришла новая беда: страшная телесная болезнь и огорчения со стороны малодушной жены, которая сказала: «Ты все еще тверд в непорочности твоей. Похули Бога и умри». Иов ответил: «Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И в этом Иов не согрешил перед Господом.
Ближайшие друзья Иова сомневались в нем и заставили его самого сомневаться в себе, отнимая у него последнюю отраду, которая остается у праведника, а именно – верить в свою невинность перед Богом…
Друзья решили, что все бедствия, которые постигли Иова, означают кару Божью; и они не сомневались, что он заслужил ее, поскольку знали: Бог не карает невинных… И вот они обрушили свое презрительное осуждение на Иова стали поучать советами праведника, которого сам Бог признал таким.
Понуждаемый колебаться в сознании собственной правоты. Иов дошел до крайнего предела страдания. У него, лишенного всякого блага, всякой отрады, пораженного «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», хотят исторгнуть последнее, и именно то, что для него дороже всего: чувство правоты своей перед Богом…
Слушая несправедливые обвинения друзей, угнетенный Иов пытался им возражать перед лицом самого Верховного Судьи: «Сколько знаете вы, знаю и я; не ниже я вас. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы – сплетчики лжи; все вы – бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость. Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух… Буду говорить я, а Ты, Господи, отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой… Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе? Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник и что некому избавить меня от руки Твоей…
…Дни мои прошли. Думы мои – достояние сердца моего – разбиты… Гробу скажу: ты – отец мой, червю – ты мать моя и сестра моя… А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит распадающуюся кожу мою сию… И я в плоти моей узрю Бога…»
Итак, Иов среди всех страданий не хулит Бога. Сатана был посрамлен. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих (огорчивших его), и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние…
После того Иов жил сто сорок лет и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода.