Святой Гурий, архиепископ Казанский
17 декабря 2013

Гурий, в миру Григорий, родился в Радонеже, там же, где жил преподобный Сергий перед удалением в пустыню. Родители его были дворяне Руготины, бедные и не очень известные. В доме благочестивого отца сын получил христианское воспитание и был обучен грамоте. Сыновья незнатные дворян обыкновенно служили тогда если не у великого князя, то при домах богатых княжеских фамилий. Так и Григорий Руготин служил в доме князя Ивана Пенькова. Был он нрава кроткого и уступчивого, честности неподкупной, часто ходил в Божий храм на молитву, постился, подавал нищим милостыню. Ум, честность и благочестивая жизнь Григория расположили к нему князя и его супругу: Григорию поручено было управлять княжеским домом.
Товарищи стали завидовать его счастью и дошли до того, что оклеветали невинного перед князем в преступной связи с княгиней. Вспыльчивый князь, не разобрав дела, хотел убить Григория. Сын князя сказал отцу, что такая расправа только опозорит их дом, и просил не спешить с исполнением приговора. Удержав порывы гнева, князь придумал другую меру мести. Была выкопана яма и в нее опущен сруб; сюда-то он и велел запереть Григория. Только небольшое отверстие сверху темницы пропускало в нее свет, и в тоже окошко бросали Григорию пять раз в день по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положение невинного страдальца, но благочестивая душа его вскоре примирилась с темницей. «Мученики, - думал Григорий, - и не то терпели при всей своей святости. Темница избавила меня от соблазнов и мирских тревог. Это уединение оставляет мне полную свободу готовиться к вечности».
На второй год заключения один из его товарищей по княжескому дому упросил сурового сторожа дозволить подойти к окну темницы и поговорить с заключенным. Ночью подошел он к окошку и, спросив о состоянии заключенного, вызвался доставлять ему пищу. Григорий, поблагодарив друга за участие, сказал:
- В пище я не нуждаюсь, принеси мне лучше чернила и бумагу – я буду писать азбуки, а друг будет продавать. Деньги после покупки бумаги станет раздавать нищим.
Григорий и в темнице хотел, чтобы дети учились Закону Божьему, хотел помогать бедным, сам терпя крайнюю нужду. Спустя еще два года неожиданно в дверях темницы блеснул свет. Григорий, сотворив молитву, толкнул дверь, она отворилась. Страдалец понял, что Господь дарует ему свободу. Он взял икону Божьей Матери, находившуюся в темнице, и пошел прямо в обитель Иосифа Волоколамского, известную тогда строгостью жизни иноков.
Принятый в число братии, Григорий постригся и получил имя Гурий. Иноческая жизнь ему уже была знакома по темнице: он привык и к посту. И к безмолвию, и к постоянному богомыслию. Оставалось ему лишь возвыситься духовно.
В 1542 г. Гурий был избран игуменом Иосифовой обители. Он искренне заботился о духовном состоянии братии, призывал иноков трудиться и смирять плоть во спасение души, не думать о мирских благах или обогащении. Такое управление привлекало в обители и иноков, и мирян. Благоволил к блаженному Гурию и царь, часто беседовал с ним. Пробыв настоятелем обители почти девять лет, Гурий по болезни (темничная жизнь расстроила здоровье его на всю жизнь) сложил с себя заботы игумена и два года жил на покое, в посте и богомыслии. Потом по воле царя определен был в настоятели Селижаровской обители, но здесь пробыл не более года.
Для завоеванного Казанского царства собор постановил избрать архиепископа. Это место служения тогда было чрезвычайно важно: здесь надлежало с апостольской ревностью и чистотой души плодотворно проповедовать святую веру не знающим ее. Поэтому и избрание архипастыря происходило необыкновенным образом. После молебного пения митрополитом из четырех жребиев взят был с престола один, и это был жребий Гурия; потом взят был один жребий из двух, и это был опять жребий Гурия.
Так, по Божьей воле 7 февраля 1555 года святитель Гурий собором архипастырей был рукоположен в архиепископы Казанского царства. Царь для архипастыря новой и столь важной епархии назначил особое жалованье и пожертвовал разные церковные принадлежности. Святители и богатые обители также подарили множество нужных вещей.
Провожали первого казанского архиепископа в его епархию очень торжественно. Митрополит с архипастырями и низшим духовенством в присутствии царя и его двора отслужил молебен в Успенском соборе и с крестным ходом сопровождал архиепископа новопросвещаемого края из Кремля на площадь. Здесь опять совершили молебен, и архиепископ по Москве-реке отправился к Симоновой обители, где его встречали с колокольным звоном монахи. В монастырском храме Гурий совершил литургию. На следующий день он отправился по воде дальше, и в каждом городе его встречали молебствиями. Достигнув границы своей епархии, там, где назначено было простроить город Чебоксары, святитель совершил крестный ход, потом служил литургию и благословил городок Владимирской иконой Божьей Матери. Все путешествие святителя до Казани было почти непрерывным молением, и оно продолжалось два месяца.
Правила, которым следовал святитель новопросвещаемой страны, были таковы: прежде всего поучать духовенство; новокрещенных утверждать в вере и благочестии; магометан и язычников обращать к святой вере убеждениями, не прибегая к насилиям; знатных лиц, обращающихся к вере, учить истинам Евангелия в доме архипастыря; за магометанина и язычника, осуждаемого судом за преступление, но принимающего святую веру, ходатайствовать перед судом о прощении. В доме святителя находили себе пищу и помощь все бедные и нуждающиеся.
На втором году служения своего святитель начал строить близ Казани Зилантов монастырь. По уставу святителя, иноки этой обители занимались обучением детей чтению, письму и Закону Божьему. Благочестивое желание знакомить детей с верой и христианскими правилами, пробудившееся еще в темнице, теперь развивалось в нем с особенной силой. И спустя 300 лет жители Казани не начинали учить своих детей грамоте, не испросив благословения святителя у мощей его. Труды евангельского проповедника в стране мрака, как свидетельствовал Гермоген, один из преемников Гурия, были благоплодны, святитель привел ко Христу множество душ.
Последние три года жизни святитель Гурий лежал на одре болезни, не мог совершать богослужения и даже ходить в храм. В великие праздники его носили к литургии в построенный им храм Благовещения Богоматери; здесь он сидел или даже лежал, слушая службу Божью. Келья его устроена была у придела Бориса и Глеба, и душа его горела желанием молиться вместе с паствой.
Блаженная кончина святителя последовала 4 декабря 1563 года, и его святое тело было положено в Преображенской обители.
Спустя 32 года здесь начали строить каменный Преображенский храм на месте деревянного, и тогда открылся гроб святителя Гурия и от него стали проистекать чудеса.