Святая великомученица царица Кетевань
26 сентября 2013

Блаженная Кетевань, дочь владетельного князя Багратиона Мухранского и правнучка карталинского царя Константина III, христианским воспитанием, полученным ею от благочестивых родителей, с детства была подготовлена к высоким подвигам, которыми ознаменовалась ее жизнь.
После смерти мужа Давида Кахетинского (также из рода Багратидов), царствовавшего всего шесть месяцев, Кетевань осталась совершенно одинокой, так как своего малолетнего сына Теймураза она по смутным обстоятельствам времени отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I.
Поселившись в уединенном месте, она проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания. В это время ее постигло новое тяжелое испытание. Константин, младший брат ее мужа, также взятый в заложники по воле шаха, желавшего сделать из него орудие для подчинения Персии Кахетинкого царства, отрекся от веры Христовой, коварным образом убил своего престарелого отца и брата, чтобы остаться единственным наследником царства, и, вступив на престол, потребовал от Кетевани, чтобы она сделалась его супругой.
Передав через послов Константина решительный отказ, Кетевань обратилась за помощью к знатным кахетинцам, предупредив их об опасности, угрожавшей со стороны этого убийцы всему царствующему дому и жителям Кахетии, которых он намеревался насильно обратить в магометанство.
Народ чтил Кетевань как мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как даже в короткое время его царствования она успела многое совершить для благосостояния Кахетии - усмирила знать, привела в порядок расстроенные дела, принесла мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство даже от внешних врагов.
Высшие представители народа кахетинского выступили в ее защиту и убили Константина. Персидское войско, которое призвал Константин, чтобы сразиться с грузинами-христианами, также было истреблено. Тогда Кетевань снова приняла правление над царством и поселилась в городе Греми - древней столице Кахетии, - находившемся у подножия гор, отделяющих Кахетию от Дагестана.
Вскоре, однако, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на слежение одному Богу, почувствовала, что не в силах управлять царством. Из всего царского дома не осталось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза. Кетевань, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I, передала и письмо с просьбой возвратить ей сына, если Персия хочет подчинения Кахетии.
Опасаясь присоединения Кахетии к Турции или России, шах Аббас позволил Теймуразу вернуться на родину. Велика была радость царицы Кетевань при встрече с сыном. Особенно утешало то, что, несмотря на долгое пребывание при персидском дворе, он не утратил веры своих отцов. Вскоре Кетевань передала сыну как законному наследнику управление всей страной, а сама успокоилась в уединении, предавшись заботам о приготовлении к вечной жизни.
Однако шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и под благовидным предлогом угрожал напасть на царство Теймураза. Устрашенные кахетинцы обратились к своему царю с просьбой послать к шаху мудрую Кетевань с сыном его Александром. Чтобы она «укротила гнев шаха». Не видя пользы от такого посольства, опытная царица говорила сыну, что никакие мольбы не остановят шаха, если он принял решение опустошить Кахетию. Тем не менее, Кетевань, всегда готовая жертвовать собой, исполнила общее пожелание и в конце 1615 года отправилась к шаху, взяв с собой младшего внука, царевича Александра. Коварный Аббас ласково принял их, однако потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего сына своего Леона, обещая воспитывать обоих детей, как подобает их высокому роду. Напрасно убеждала Кетевань сына не выполнять это требование шаха: вынуждаемый народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз послал в Персию и старшего сына. Вскоре он убедился, что предупреждения матери были не напрасны - никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовил его стране шах Аббас. «Шах двинулся на нее с огромным войском, - писал Аракиль, армянский историк, - и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было переселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказавшейся от переселения из отечества в качестве пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашеского чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел кахетинских».
Теймураз в это время нашел убежище у имеретинского царя Георгия, сыновья его, Леон и Александр, вместе с царицей Кетевань томились в темнице в Ширазе. Оба царевича были изувечены, старший, не выдержав мучений, скончался. С христианской покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания и всеми своими чувствами и мыслями все более переносилась в иной мир. Темница, в которой она содержалась десять лет, сделалась для нее местом высших духовных подвигов. Готовясь к переходу в вечную жизнь, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением ей служила возможность устроить в своей темнице маленькую церковь, в которой ее духовник ежедневно совершал литургию.
Наконец, настало для царицы Кетевань последнее и высшее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, объявил ей окончательно свою волю: либо она переходит в магометанскую веру, либо готовится принять жестокие мучения и смерть. Раба Христова ответила ему, что ради Господа готова принести себя в жертву.
Удалившись в свою темничную церковь, она излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное». Затем причастившись и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям и сказала: «делайте, что замыслили, я готова на все мучения».
После страшных истязаний царица-мученица скончалась (1624). Латинские миссионеры тайно взяли ее тело и после смерти шаха принесли часть ее святых мощей в Тифлис. Где народ с торжеством и радостью принял их.