Преподобный Феофил Мироточивый
21 июля 2013

Родители Феофила, македонские славяне из местечка Сичева, добрые и благочестивые христиане, дали сыну прекрасное воспитание. Будучи совсем еще ребенком, любил он слушать умных и образованных людей, беседовать со старшими. Большую часть времени мальчик посвящал чтению христианских книг и приобретению знаний. Слава о его благонравии, блестящем уме и христианских познаниях вскоре облетела окрестные области, и молодой человек был рукоположен в сан священника.

Пребывая в духовном звании, Феофил ревностно сеял семена благочестия в христианских сердцах и для благого дела переходил из одного места в другое. Рвение к духовному совершенству сблизило его с ранданским епископом Акакием, и Феофил остался при нем для душевного назидания. Когда константинопольский патриарх Нифонт получал письма из Египта с известиям о чудесах, совершенных александрийским патриархом Иоакимом в посрамление иудеев, то по его поручению епископ Акакий с Феофилом отправились в Египет, для личной встречи с Иоакимом. С посланными константинопольский патриарх отправил письмо с изъявлением радости о милостях небесных.

Акакий и Феофил были приняты александрийским патриархом с радостью, а Феофил своей образованностью обратил на себя особое внимание великого святителя. В Александрии благочестивые путешественники пробыли довольно долго, а затем отправились на Синай, а оттуда в Иерусалим, были на Фаворе и в Дамаске, где получили письма антиохийского патриарха к цареградскому. Из Дамаска возвратились в Иерусалим, где блаженный Акакий заболел и умер. Письма иерусалимского патриарха Феофил доставил уже патриарху Пахомию, так как Нифонт удалился на покой. Пахомий настолько полюбил Феофила, что держал при себе в должности нотариуса и экзарха великой Церкви. Феофила все уважали за его добродетели, но он, тяготясь такой жизнью и славой, решил удалиться на Афон.

В Ватопедском монастыре он поручил себя руководству пребывавшего на покое епископа и ежедневно совершал служения. После смерти епископа Феофил перешел в Иверскую обитель, где тоже продолжал учиться – у одного послушанию, у другого любви, у третьего терпению; по поручению обители он также занимался переписыванием книг.

Феофил так стал известен духовной жизнью и образованностью, что солуяне обратились к высшему духовенству с просьбой назначить его своим архипастырем. Патриарх Феолипт, находившийся тогда в Солуни, отправил преподобному письмо, но смиренный Феофил поспешил облечься в схиму, а патриарху отвечал, что тяжкая болезнь не позволяет ему удовлетворить просьбу солуян.

Неподалеку от Иверской обители уединенно подвизался тогда игумен Дионисий, и Феофил, выпросив у него дозволение, построил вблизи небольшую келью. И жили отшельники в таком согласии, что, казалось, у них была одна душа.

Потом блаженный жил в Карее со старцем Кириллом. Здесь протоиерей Святой горы старец Серафим, духовник Кирилла, так полюбил Феофила, что они стали друзьями до гроба. Когда сильное желание жить одному привело Феофила в уединенную келью святителя Василия, принадлежавшую монастырю Пантократора , а ему нечем было поправить обветшавшую келью, старец Серафим помог ему, а позже переселился к блаженному Феофилу. Исключительным подвигом их была непрестанная молитва Иисусу; Феофил ни о чем другом даже подумать не мог – Господь был его дыханием, его сердцем.

В глубокой старости преподобный начал готовиться к переходу в иную жизнь и написал завещание. По его желанию совершено было над ним елеосвящение; простившись со всеми и причастившись, ученику своему Исааку Феофил дал наказ не хоронить его, а оттащить труп его куда-нибудь и бросить.

Исаак исполнил волю старца и отнес его тело в лес. Когда о кончине Феофила стало известно, многие люди, знакомые и друзья, пожелали поклониться могиле преподобного. Исаак не хотел показывать могилу учителя и направлял всех в другое место. Иноки из обителей Ивера и Пантократора по какому-то предчувствию не поверили Исааку и отправились на поиски настоящей могилы. Обнаружив мощи преподобного, они перенесли их в обитель. Когда на сороковой день Исаак пришел в лощину, то, к своему изумлению, увидел лишь пустую могилу. Позже он узнал, что мощи находятся в обители Пантократора, и обратился с жалобой к епископу Макарию. Тот созвал игуменов, и решено было оставить руку преподобного в обители Пантократора, а прочее отдать Исааку для келейной церкви святого Василия.