Екатерина родилась в Александрии, в семье выходцев из владетельного рода Консты. Родители дали ей возможность получить блестящее образование, к...
Преподобный Арсений подвизался в дремучих Комельских лесах, простиравшихся по южной окраине вологодских земель на сотни верст и служивших в течение двух веков колыбелью и рассадником иночества.
Арсений родился в Москве во второй половине XV века и принадлежал к древнему роду бояр Сахарусовых. Арсений рано стал тяготиться мирской жизнью и принял иночество в обители Святой Троицы, к тому времени уже прославленной подвигами ее основателя, преподобного Сергия. Здесь он искал и нашел свою радость, несмотря на то что ему сначала пришлось пройти множество различных послушаний, начиная с низших и трудных – службы на скотном дворе, работы в полях и огородах и т.д. Никакое тяготы не поколебали усердие молодого, хотя и непривычного к таким трудам Арсения. Сверх этих обязанностей он находил время и для того, чтобы переписывать книги для обители и других церквей.
За свою строгую жизнь Арсений был облечен саном священника, а в 1525 г. избран игуменом Сергиевой лавры, но это никак не повлияло на его образ жизни – также смирял он себя нищетой и заботился об утешении других. Даже одежду Арсений носил самую простую, всю в заплатах, и не стеснялся принимать в ней знатных посетителей. В одно из своих посещений обители великий князь Василий Иоаннович спросил у братии:
- Почему ваш игумен ходит в такой худой одежде?
- Игумен наш истинный Божий человек – не помышляет ни о чем житейском, тяготится своим саном и думает только об одном: как бы ему жить в полном безмолвии и уединении, - отвечали братья и просили великого князя уговорить Арсения не покидать обитель.
По просьбе князя Арсений еще некоторое время оставался в монастыре, но потом все же тайно покинул обитель. В 1529 г. он отправился на Север, к бескрайним лесам, которые приютили не одного подвижника… Дойдя до верховьев речки Бабайки, текущей среди мхов и болот и впадающей в Масляну – приток Вологды, Арсений остановился было тут, прослышав о недавнем явлении на этом месте иконы Божьей Матери, но не нашел здесь желанного безмолвия – сюда стекалось множество богомольцев, приходивших поклониться чудотворной иконе. И Арсений отправился дальше, по болотам и дебрям Комельского леса, оставив сооруженную им здесь келью в основание будущей Маслянской обители. Лес становился все гуще, приходилось обламывать ветки, чтобы идти дальше. И вот когда он прокладывал себе путь, сучком дерева сорвало с плеч мешок, и Арсений споткнулся. В тот же миг его озарила вспышка, и он понял, что должен остаться здесь. Это и было то место, где впоследствии возник в тридцати шести верстах от Вологды, возле слияния речек Лежи и Кохтыша, среди трясин и болот Арсениево-Комельский монастырь.
Здесь-то, думал Арсений, можно жить в полном уединении и ненарушаемом безмолвии. Но и в этот раз его заветное желание не сбылось. Вскоре убежище Арсения отыскали крестьяне, заходившие в эти места то на зверя охотиться, то рыбу ловить, то лес рубить. Они встревожились, как бы келья не разрослась в целый монастырь, под который отойдут окрестные земли, и всячески старались выжить отсюда Арсения. Однажды, забравшись в его келью, но не найдя его, крестьяне убили старца, успевшего здесь поселиться вместе с Арсением. Пришлось отшельнику уйти и отсюда. Отойдя верст за тридцать, он остановился в диком лесу, на реке Шингоре, где и продолжил свое подвижничество. Но и здесь его нашел один охотник, который набрел на келью, разыскивая убежавших собак, и рассказал о нем местным жителям. К келье отшельника потянулись люди. Он с любовью принимал посетителей и поучал своими простыми беседами о предметах, близких душе каждого, кому дороги правда и добро. Некоторые из приходивших людей оставались, строили себе кельи и жиои под его руководством. Рассудив, что его уединение нарушается не без воли Божьей, Арсений объединил своих посетителей в братство и выстроил часовню для общей молитвы, положив таким образом основание пустыни, известной впоследствии под именем Александро-Коровиной. Пустынь мирно существовала в течение семи лет, но неожиданно в 1538 г. в Вологодский край вторглись татары. Жители толпами спасались от них в неприступном Шилегодском лесу. Те, что приютились в Арсениевой пустыни, избежали нападения татар, и кое-кто не захотел возвращаться в разоренные жилища. Люди стали селиться со своими семьями вокруг келий пустынников, нарушив тем самым их безмолвное уединение. Тогда Арсений решил возвратиться в свое прежнее место в Комельском лесу; туда же пожелал отправиться с ним и один из братьев, Герасим.
Вернувшись на место своего первого пустынного подвига, Арсений вместе с Герасимом расчистил лес вокруг. Построили они себе кельи, силой веры и молитвы оградились от тревоживших их поначалу диких зверей.
Вскоре вокруг Арсения вновь собрались люди, пожелавшие стать его учениками, и общими силами они выстроили церковь во имя Положения Ризы Божьей Матери во Влахерне, возвели и другие постройки и обнесли обитель оградой.
Не забывал Арсений посещать и Шилегодскую пустынь. По пути он любил останавливаться при встрече с поселянами и беседовать об их делах и нуждах, заходил к ним в дома и рассказывал о Боге, учил заповедям Божьим. Таким образом Арсений воспитывал в благочестии простых людей и на примере собственной жизни указывал путь к спасению.
Преставился Арсений в 1550 г.