Поминовение сербских святителей
12 сентября 2013

Сербская церковь 30 августа прославляет своих учителей, прославленных Господом, архиепископов Савву и Никодима, патриархов Иоанникия, Ефрема, Спиридона, Макария и Гавриила.
Преемник святителя Арсения Савва II был младшим сыном Стефана и племянником великого Саввы. Желая идти по следам дяди, он еще в молодости принял иночество, долго жил в Иерусалиме, потом подвизался на Афоне. По возвращении в отчизну блаженный Арсений, уже в преклонном возрасте и тяжелобольной, назначил его в преемники. Облеченный саном первосвятителя, Савва II продолжал богоугодные дела своих предшественников. Покоится он в Пекской обители, близ гроба святителя Арсения.
Святитель Никодим, архиепископ Сербский, великий чудотворец, подвизался на Афоне и был игуменом Хиландарского монастыря. После смерти Саввы III Сербия пожелала видеть Никодима своим первосвятителем. Не хотелось ему расставаться с тихой пустынью, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви, ив 1317 году Никодим принял сан архиепископа. Энергичный пастырь оставил кровопролитие и грабеж, начавшиеся после смерти короля Милютина. В 1321 г. он венчал на королевство старшего сына Милютина. Ревностный патриот, он так же ревностно заботился и о делах святой веры.
Блаженный Иоанникий управлял Церковью с 1339 г. – сначала в сане архиепископа, а в 1346 г. Сербский собор, состоявший из болгарского патриарха и всех сербских архипастырей, по желанию короля Душана провозгласил его патриархом. Душан был правитель умный, энергичный, но весьма несдержанный. Оказывать влияние на такого человека – дело непростое, и блаженный Иоанникий справлялся с ним блестяще – своими наставлениями святитель побуждал власть имущих к благотворительности в пользу церкви. Так, в 1348 г. с благословения патриарха Иоанникия была дана грамота Призренскому монастырю архангелов о пожаловании множества земель. В том же году выдал грамоту для Иерусалимской церкви Архангела Михаила, построенной королем Милютиным, которая давала возможность присоединить к ней храм Николая Вранинского со всеми селами, угодьями и поселенцами. Это было весомой помощью Православию. До иночества блаженный Иоанникий, родившийся в стольном Призрене, служил при короле в звании секретаря. Будучи высокообразованным и хорошо знакомым с обычаями своей страны, он участвовал в составлении Законника и в 1349 г. утвердил его на Церковном соборе.
Ефрем, сын священника, живший во времена правления короля Милютина, еще в молодые годы почувствовал влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым, но он тайно ушел из дома к отшельнику Василию, где предался посту и молитве и вскоре дал обет иночества. Родители отыскали его и хотели вернуть домой, но опять скрылся от них – на этот раз на Афоне, в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками перешел Ибровский монастырь, где некоторое время был игуменом. Затем строгим отшельником жил в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря. После смерти царя Душана начались смуты и разбои. Досталось и Ефрему – он был избит до полусмерти грабителями. Патриарх Савва взял старца под свою опеку, и через некоторое время великий постник поправился. В патриархии Саввы Ефрем жил до самой смерти святителя, а затем, по решению Сербского собора, поставлен на его место.
Время тогда было тяжелое: много беспорядков завелось в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители неохотно покорялись князю Лазарю, так и не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение патриарху Ефрему. Привыкший к тихой уединенной жизни, но отягченный церковными делами, святитель Ефрем вскоре отказался от должности правителя Сербской церкви (1382) и посвятил на свое место блаженного Спиридона. Сам же перешел в Архангельскую обитель царя Душана, где и предался там любимому им уединению.
Святитель Спиридон, вложивший много труда в иноческие обители, скончался в 1388 г., почти в одно время с князем Лазарем, павшим на Косовом поле.
Ефрема снова упросили управлять Церковью до избрания нового патриарха, и ему пришлось управлять сербской паствой до самой кончины.
Патриарх Макарий прославился тем, что заботился о распространении просвещения в Сербии, при нем печатались церковные книги. Брат его был визирем при султане, и с его помощью Макарий имел возможность многое сделать для Сербской церкви – например, получил разрешение султана на восстановление монастырей и церквей, разрушенных мусульманскими фанатиками.
Блаженный патриарх Гавриил из дворянского орда Раичей был первосвятителем Сербским во времена весьма тяжелые, когда христиан притесняли магометанские фанатики. По крайним нуждам кафедры и страны патриарх Гавриил отправился для милостыни в Валахию, а оттуда – в Москву. Здесь в 1665 г. он вместе с патриархом Антиохийским присутствовал на соборе, весьма важном для славянских церквей, который постановил исправить церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Блаженный патриарх, привезший в дар Москве несколько рукописей и три напечатанные на юге литургии, получил щедрую милостыню для Сербии от доброго царя. Возвратившись в Сербию после долгого странствования, Гавриил обнаружил, что патриаршью кафедру занял Максим. Гавриил попытался оспорить свое право на кафедру, но его противники, действуя под влиянием иезуитов, обвинили патриарха в государственной измене за то, что он жил в России. Визирь после расследования всех обстоятельств признал несостоятельность клеветы, но предложил святителю принять мусульманскую веру, посулив предоставить важную должность, чтобы жить в почете и роскоши. Однако блаженный Гавриил не отступился от святой веры в Господа, за что был предан истязаниям. Это было в октябре 1659 года.