Блаженный Иоанн, родом, вероятно, болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей Руси в 1080 году и вскоре заслужил всеобщее уважение....
Петровской называется икона Богоматери, написанная святителем Петром в пору его игуменства на Волыни.
Случилось тогдашнему митрополиту Максиму, украшавшему Русский престол. Во время путешествия из Владимира зайти в Волынскую обитель. К святителю пришел принять благословение Петр со своей братией и принес образ Успения Владычицы, который сам написал. Святитель, благословив его, с радостью принял образ Пречистой, украсил его золотом и дорогими камнями, и до конца жизни благоговейно хранил у себя в келье, днем и ночью молясь перед этой иконой о соблюдении вверенной ему Русской земли.
После кончины благочестивого митрополита Максима некий игумен Геронтий решил самолично занять освободившееся место. Взяв святительскую утварь, пастырский жезл и ту самую икону, которую писал блаженный Петр, с послушными ему церковными сановниками Геронтий поплыл в Царьград словно истинный митрополит. С неудовольствием услышала о том вся Русская земля. Князь Галицкий Юрий, негодуя на высокомерие Геронтия, обратился к блаженному Петру, умоляя его идти в Царьград для воспрепятствования самозванцу. Петр согласился и отправился в дальний путь, не ведая, что сам будет облечен саном митрополита.
Корабль Геронтия попал на Черном море в шторм - встречный ветер и высокие волны не давали продолжать путь. Петру же благоприятствовал тихий попутный ветер, при котором он спокойно проплыл пучину и достиг Царьградской пристани.
Ночью, в самый разгар стихии, явилась Геронтию Матерь Божья в том же облике, что на иконе преподобного Петра, и строго укорила самозванца: «Напрасно утруждаешься, предприняв столь долгий путь, ибо не возложится на тебя сан святительский. Но тот, кто написал Меня, Петр, игумен Ратский, служитель Сына Моего и Бога, возведен будет на верховный престол митрополии Русской, и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил кровь свою, от Меня заимствованную». В ужасе проснулся Геронтий и, рассказав попутчикам о страшном видении, все время повторял: «Напрасно трудимся, братья, ибо не получим желаемого».
Патриарх Афанасий с радостью принял Петра и рукоположил в сан митрополита всей земли Русской. Несколько дней спустя прибыл в Царьград Геронтий, утомленный бурей, и, представ перед патриархом, хоть и против желания своего, вынужден был рассказать о видении. Патриарх взял у него ризы святительские, пастырский жезл и икону преподобного Петра и передал в руки законному святителю.
В 1325 году, при перемещении метрополии из Владимира в Москву, сюда была перенесена Петровская икона. По желанию митрополита Петра ее поставили в Успенском соборе.