Блаженный Иоанн, родом, вероятно, болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей Руси в 1080 году и вскоре заслужил всеобщее уважение....
Тело митрополита Петра после его кончины было положено в Московском соборном храме Успения Богородицы, близ святого жертвенника, на месте, приготовленном самим святителем. Гроб почившего сделался прибежищем для верующих, к раке святителя православные христиане приходили для молитв, с благоговением лобызали ее и получали благодатную помощь. В 1380 году, в ночь перед Донской битвой, было явление митрополита Петра с золотым жезлом, которым он поражал врагов. В таком же облике явился Петр в 1395 году Тамерлану и предупредил, чтобы не шел на Москву. Подобные события дали основание русским летописцам называть святителя Петра заступником русских земель. Цари и патриархи в своих грамотах называли митрополита Петра великим чудотворцем, и слава о нем распространилась по всей России. Когда же были обретены нетленными его мощи – во время строительства в Москве нового большого Успенского собора вместо ветхого храма, простоявшего 146 лет, – Петра и вовсе стали называть святым. В 1472 году по воле великого князя Иоанна III Васильевича и по благословению московского митрополита Филиппа с благоговением открыли гробницу, и святые мощи его, по словам летописи, , «яко свет сияху». После устройства в новосозданном храме киота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник Перенесения Честных мощей святого митрополита Петра.
После обрушения нового храма (1475) мощи святителя были временно перенесены в церковь Иоанна Лествичника, а в 1479 году их снова перенесли в Успенский собор и положили под спудом. Тогда был установлен и день праздника – 24 августа.
В 1547 г., после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровлю и паперть Успенского собора, мощи Петра были перенесены в Чудов монастырь, а по восстановлении Успенского собора положены в нем в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 г. по случаю рождения царевича Иоанна.
При поляках золотая рака святителя Петра была рассечена на части, которые святотатцы разделили между собой. Мощи положены были под спудом в новую деревянную раку, окованную серебром. На праздники перенесения мощей Петра в 1679-1684 гг. в Успенский собор приносили часть его мощей и клали на аналой или гробницу святителя. До 1812 года мощи лежали под спудом, запечатанные и запертые, но Наполеон со святотатственным умыслом раскрыл гробницу.
После явления и перенесения мощей святителя Петра летописи стали называть его новым чудотворцем и показывали возрастающее к нему благоговение православных. Перед его гробом молились цари с подданными при венчании на царство; во дни при бедствий православные христиане и цари прибегали к чудотворцу с молитвой о помощи и заступничестве. Все предметы, принадлежавшие Петру – крест, которым он некогда благословил Иоанна Калиту, саккос, иконы, панагия и архипастырский жезл, или посох, – по преставлении святителя сделались священными памятниками для православных христиан.