Никита, епископ Ремешанский
07 июля 2013

Никита родился в 353 г. в городе Ремешане, что между Нишем и Софией. Несмотря на славянское происхождение, он получил блестящее образование в Риме и вернулся священнослужителем в родной город.

Многие славянские племена были вытеснены Филиппом Македонским из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная, где они стали известны истории под именем даков, но некоторые остались, особенно в ущелья южных гор. Никите, по воле Божьей, пришлось быть апостолом этих племен и путешествовать из страны в страну, чтобы проповедовать евангельское учение.

В те времена христианство уже распространилось во Фракии; но славянские племена не желали слушать проповеди греков, которые большинству были непонятны. Великую миссию просвещения своих братьев-славян добровольно взял на себя святитель Никита, первый епископ Ремешана. И успехи его проповеди были блистательные.

Деятельность Никиты, проповедника славянского, обращена была преимущественно на балканских славян, что было естественно по близости их к месту его кафедры. Польский епископ Павлин восхищался тем. что неукротимые бесы, усмиренные проповедями Никиты, стали мирно относиться к империи. Один из питомцев Никиты, Лев Великий был восточным императором. Когда Анастасий I (ок. 430-518) начал насаждать монофиситство в империи, воспитанные в чистой вере епископом Никитой жители Фракии, Мизии и Малой Скифии с оружием в руках защищали Православие (514).

В 392 г. Никита по поручению собора отправился увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в вере. В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином.

Спустя четыре года Никита, несмотря на опасные времена, посетил Нолу еще раз, несказанно обрадовав Павлина. Вероятно, кончина святителя Никиты последовала не раньше июня 420 г.

Геннадий Массилийский писал: «Никита, епископ Ремешана, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая – о готовящихся к вере, вторая – о заблуждениях язычества, третья – о вере в Высочайшее Существо, четвертая – против родословия, пятая – о Символе, шестая – о жертве Пасхального Агнца. Кроме того, издал он книгу о падшей деве, возбуждающего каждого падшего к исправлению»