Кому Церковь - мать...
05 июля 2017

Записки по долгу службы и образу жизни.

За свои семнадцать с лишним лет литургической жизни на монастырском клиросе и последние годы служения у Престола мне впервые довелось увидеть, несколько дней назад, удивительное явление: молодую маму с младенцем на руках поющую Божественную Литургию и руководящую хором ребятишек постарше, где и мамам этих ребятишек нашлось место. Среди молящихся с нами в течение всей службы в этот день в нашей обители были и ещё детки на руках…
А в алтаре в это время вместе с возглавлявшим службу почётным гостем монастыря протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем игуменом Лукой (Степановым) и автором этих записок сослужил отец этой большой приходской семьи, настоятель Сергиевского прихода РПЦ МП в Стокгольме http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=20976.0 протоиерей Виталий Бабушин, практикующий выездные занятия Воскресной школы своего прихода таким неформатным образом.
Впрочем, современное определение «формат» всего лишь несовершенное средство коммуникации церковной традиции с окружающим миром в его реалиях.
Реалии же Церкви имеют корни за пределами временного бытия и проявляются непосредственно в живой церковной жизни по законам Литургии. Вот только в этих реалиях и видишь того, кому действительно Церковь – Мать.
Младенцам на руках молящихся мам и отцов – ОЧЕВИДНО! 
Родительская преемственность всегда была рядом с преемственностью апостольской. «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.» (1-е Кор. 4;15).
Благовествующий отец церковной общины, благовествующие родители в единстве Тела Христова – залог духовного воспитания детей, без которого их будущее обречено на скитания вокруг да около Пути, Истины и Жизни (Ин. 14; 16).
И такая форма литургического церковного воспитания не изобретение отца Виталия на деле благочестиво возрождающего роль и ответственность семьи в христианском образовании подрастающего поколения, а изначальная церковная традиция, которую мы всё чаще подменяем светским потребительским подходом к воспитанию и образованию. 
По долгу службы и образу жизни мне каждый Божий день случается видеть людей в храме – разных и по-разному ощущающих себя в церковной ограде.
Кто-то заходит, совершает то, зачем пришёл по своим потребностям и пониманию религии, и уходит до следующего посещения места особенного Божьего присутствия в свою далёкую от Бога жизнь, даже если она протекает непосредственно в монастыре или при храме.
А кто-то, спускаясь с церковной паперти, остаётся в незримом храмовом пространстве, расширившимся для него до бесконечности сотворённого Богом мира. Так и большая православная семья Воскресной школы Сергиевского прихода, уходя на природу совершает Литургию на замшелом камне в лесу, собирая семисвечник из камней помельче и воспевая благодарение Господу вместе со всяким лесным дыханием, хвалящим Его. 
Священномученик III-го века Киприан Карфагенский писал в своём трактате «О единстве Церкви» https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_Edinstve/ : «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева». Ближе к нашему времени святой праведный Иоанн Кронштадский, жизнь которого предстаёт нам как нескончаемая Божественная Литургия, повторял: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».
Мир не может дать человеку то, чего не имеет сам, мир может только отнять под видом даяния; и отнимает у человека с детских лет любовь к родителям, здоровье, детскую чистоту намерений, простоту мысли, бескорыстие, предлагая взамен заменители благодати, именуемые общечеловеческими ценностями. Ведь потому и распяли Спасителя иудеи, что Он не принёс им их «общечеловеческие ценности», а принёс Благую Весть: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4;17).
Это Благовестие с тех пор не прекращается в Церкви и тот, кто внимает Ему и участвует в нём всем своим до старости детским сердцем, как литургическая семья Сергиевского прихода, тот восстанавливает в себе изначальные понятия о истинных ценностях, которые созидают человека для Церкви Небесной, Торжествующей над смертью. А пока, достраивается Ковчег, который вынесет вошедших в Него теперь уже из эсхатологической бездны огня. И пока подрастают новые строители в разных уголках Божьего, несмотря ни на что, мира, есть и радостная надежда стать членами церковной семьи спасённых.

P.S: вот ссылка на фотогалерею Сергиевского прихода с уникальными снимками лесной Литургии https://get.google.com/…/AF1QipO3-VjpQQc_BnHDhTz5nPhg0ugQHa…

Иеродиакон Антоний.