Блаженный Иоанн, родом, вероятно, болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей Руси в 1080 году и вскоре заслужил всеобщее уважение....
Блаженный Иоасаф, из дворян Скрипницыных, принял иночество в обители преподобного Сергия и с 1529 года был ее игуменом. Великий князь Владимир любил и уважал его. Игумен Иоасаф принимал от купели (1530) наследника Иоанна. Потом, согласно с давним желанием князя Василия, посвятил его, больного, перед смертью в иночество. В 1539 году Иоасаф был избран митрополитом Московским вместо отказавшегося от кафедры Даниила. В своем исповедании веры назначенный в митрополиты Иоасаф писал: «Во всем следую древним святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, установленную святыми апостолами и преданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с несвященного латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения великому князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертью, принуждая сделать что-либо вопреки божественным и священным правилам». И митрополит свое обещание выполнил.
Бояре при малолетнем Иоанне делали, что хотели, особенно злодействовали Шуйские. Надо было положить предел кровавому произволу, а для этой цели, как никто, подходил князь Бельский. В марте 1540 года святитель выпросил у великого князя приказание освободить Бельского, и умный добрый боярин был введен в верховный совет бояр. Легко было предвидеть, что Шумские жесткого отплатят доброму пастырю, но он предоставил себя воле Божьей. Надежды на Бельского стали оправдываться: грабежи и насилия были остановлены. Митрополит делал все, что мог, доя блага России. Он удержал великого князя в Москве и воодушевил всех мужеством приближался к Москве Сагиб-Гирей. По ходатайству Иоасафа были возвращены милости и вотчины князю Владимиру Андреевичу, брата великого князя, и дана свобода страдальцу князю Дмитрию Андреевичу, 49 лет просидевшему в тюрьмах в оковах.
Но Шуйские не успокоились: в январе 1542 года был схвачен и отправлен на Белое озеро Бельский, где его удушили. Толпа неистовых фанатиков едва не убила и святителя: в келью его бросали камни. Не нашел он защиты и в покоях самого великого князя. На Троицком подворье его чуть не растерзали, и только именем преподобного Сергия игумен Алексий умолил сохранить святителю жизнь. Его отправили в заточение - в Белоозерский монастырь.
В 1553 году бывший митрополит Москвоский Иоасаф встретил царя, покорителя Казани, в лавре Сергия. Он выпросил себе милость провести последние годы на месте иноческого обета. С ним жили тогда здесь те, которых загнали в монастырь только беды жизни мирской, и часто оскорбляли блаженного своим мирским своеволием. Невольными и вольными скорбями Иоасаф очищал душу свою для светлых радостей Неба и мирно скончался в 1555 году. Тело его было положено в южном притворе Троицкого собора.