Екатерина родилась в Александрии, в семье выходцев из владетельного рода Консты. Родители дали ей возможность получить блестящее образование, к...
Князь Ярополк (Петр Изяславович) был правнуком равноапостольного Владимира. При своем отце, великом князе Изяславе Ярославиче. Сын был надёжным помощником ему в счастье, и в горе. В 1070 году он разбил Всеслава Полоцкого, завладевшего Новгородом. В 1073 году, когда братья выгнали его отца из Киева, почти пять лет делил Ярополк с ним изгнание: был и у короля польского, и у императора, потом по поручению отца искал помощи у папы Григория VII Гильдебранда. Благочестивый князь благоговейно преклонялся в Риме мощам апостолов Петра и Павла, отдал почести римскому архиепископу и пожаловался на польского короля Болеслава, который ограбил его отца. Папа хотел видеть в вежливости русского князя религиозно-политическую покорность и в таком духе писал Изяславу о сыне. Но это были мечты папы, не более.
В 1087 году, после смерти Святослава, Изяслав без всякой посторонней помощи стал опять великим князем России, а Ярополк получил Вышгород. В том же году великодушный отец вместе с сыном помогал Всеволоду в сражении и погиб. Новый великий князь Всеволод дал племяннику отчину своего отца Туров и присоединил к нему Владимир. Ярополк благодушно принял дарованное, не претендуя на великокняжеский престол, который занимал его отец. Он твёрдо следовал доброму правилу: «По старой памяти, младшие должны старейшего имети вместо отца». Князья Рюрик и Володарь Ростиславичи, не имевшие наследственного удела и изгнанные из Тмутаракани, не знали, где преклонить головы. Ярополк дал им пристанище в своём уделе. Они отплатили ему за это чёрной неблагодарностью. В отсутствие Ярополка Ростиславичи скрылись из Владимира, наняли на деньги доброго князя бродячие дружины и захватили Владимир. Великий князь послал своего сына Мономаха против Ростиславичей, и тот выгнал их из Владимира. Ярополк с честью вступил в свой город и заключил союз с Мономахом.
К сожалению, племянники не давали покоя великому князю, домогаясь уделов. Безудельный Давид Игоревич грабил греческих торговцев и наносил вред торговле России с Востоком; Ростиславичи были еще более своевольны и дерзки. Для того, чтобы хоть немного их усмирить, великий князь дал Давиду Дрогобуж, а Ростиславичам Перемышль и Теребовль, хотя эти города были во владении Ярополка. После того, как его отец положил жизнь за Всеволода, Ярополк не ожидал, что дядя отнимет у него часть владений и очень огорчился. Советники говорили ему, что Всеволод, отняв немногое, захочет отнять всё, потому надобно его опередить. Однако добрый князь не хотел восставать против дяди; он винил во всем беспокойных Ростиславичей и велел собирать войско против них. Великий князь, оценив ситуацию по-своему, послав войска против Ярополка, и тот вынужден был отправиться в Польшу за помощью. Мать, жена и дружина Ярополка были захвачены в Луцке и перешли в руки Всеволода; Владимир отдали Давиду - случилось то, что предполагали советники Ярополка и чего не ожидал он сам.
В следующем году стараниями доброго Мономаха Владимир был возвращён Ярополку, по вскоре добрый князь неожиданно умер страдальческой смертью. По каким-то делам Ярополк отправился из Владимира в Звенигород. «Когда князь, - вспоминает современник, - дорогой лежал на возу, Нерядец, один из свиты его, ехавший на лошади, по наущению злых людей (вероятно, Ростиславичей) проколол князя саблей. Ярослав вскочил, вынул из себя саблю и грозно сказал: «Ох! Коварный враг убил меня».
Нерядец бежал в Перемышль, к Рюрику Ростиславичу, а Ярополк умер от раны. Это случилось 22 ноября. Отроки взяли его тело и повезли во Владимир, а оттуда в Киев. Великий князь Всеволод, Мономах, Ростислав, все бояре, митрополит Иоанн, все киевляне «горько плакали над ним; с псалмами и песнями провожали до Дмитровского монастыря; приготовив его тело, с честью положили во мраморном гробе в церкви Петра; это было 5 декабря». Преподобный Нестор в своей летописи писал о блаженном князе: «Много вытерпел он бед, без вины выгоняем был братьями своими; обижаемый, ограбляемый, понёс еще насильственную смерть. Но он сподобился вечной жизни и покоя. Этот блаженный князь был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый: он каждый год давал десятину из всего имения своего Святой Богородице.
Ярополк не терпел нетрезвости и насмешек, любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован, считался в числе угодивших Господу жизнью своей и особенно страдальческой невинной смертью.