Благоверный князь Андрей Боголюбский
13 июля 2013

Князь Андрей, сын великого князя Юрия Долгорукого, как удельный князь в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом и был противником междоусобных войн, ослаблявших южные княжества.

Рожденный и воспитанный на севере, он всей душой стремился на родину, во Владимир, и не раз просил отца отпустить его туда. В 1154 г., после многих кровавых битв, отец его стал великим князем Киева и дал сыну Вышгород, чтобы иметь себе близкую опору, но Андрей в следующем году тайно, вопреки желаниям отца, отправился на родной север. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. В десяти верстах от Владимира лошади остановились и не шли вперед, а Богоматерь, явившаяся во время ночной молитвы Андрея, объявила, что икона Ее должна быть во Владимире, а не в Ростове. Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком Она ему явилась, и на месте явления велел построить обитель и храм в честь иконы Боголюбской. Место это в ознаменование любви небесной было названо Боголюбовом. Оставшись во Владимире как удельный князь, Андрей по мере сил заботился об улучшении состояния своего княжества.

Когда умер отец Андрея Юрий, князь Суздальский и Киевский (1157 г.), ростовцы и суздальцы, наслышанные о высоким добродетелях Андрея, признали его своим князем. Так благоверный Андрей стал великим князем северной России.

Болгары-магометане, платившие дань суздальскому князю, решили, что при Андрее жить станет вольготнее, и взялись оскорблять веру русских. Желая образумить их и прославить Христа, великий князь отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворную икону Богоматери, икону Спасителя и крест воины взяли с собой. И многими победами был прославлен благоверный князь под защитой святынь.

В самом начале своего правления объявил великий князь Андрей (1159 г.): «Хочу искать Новгорода добром и лихом». Умный и дальновидный князь считал, что демократия богатого и сильного княжества не способна приносить пользу при раздробленной власти, и решил для пользы всей России смирить новгородцев. В продолжение всего княжения он стремился к этой цели и достиг ее: Новгород стал слушаться великого князя Андрея. В 1159 г. он сказал новгородцам: «Вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастии». На княжение был поставлен в Новгород князь Святослав, но горожане выгнал его. Князь Андрей собрал войско и пошел на усмирение бунта.

Киевский престол после Юрия, отца Андрея, занимали князья, старше по возрасту князя Андрея. Когда же после блаженного князя Ростислава Киев занял Мстислав Изяславич, это оскорбило князя Андрея, так как Мстислав был его троюродным племянником. Началась война (1169 г.), и сын Андрея посадил в Киеве своего дядю князя Глеба. Спустя два года Глеб умер, затем вскоре умер и князь Владимир; в 1171 г. по воле князя Андрея престол занял князь Роман Смоленский. Резкий отзыв Андрея о Ростиславичах вооружил против его власти многих южных князей. После поражения Андрея в битве при Вышгороде киевский престол был потерян, но вскоре юг опять покорился сильному суздальскому князю.

Военная политика князя Андрея была направлена на объединение княжеств под сильной рукой и, таким образом, создание единого Русского государства.

Многими благодеяниями прославился владимиро-суздальский князь. Укрепив от врагов Владимир, он заложил великолепный собор в честь Успения Богоматери, не пожалев средств. Камень для храма привозили из болгарских каменоломен. Внутренняя отделка и украшение собора поражали своим великолепием: драгоценные камни, серебро и золото покрывали иконы; из золота же были несколько сосудов и крестов. Когда строительство было закончено, в храм поставили богато украшенную чудную икону Богоматери. Князь отдал собору лучшие имения, утвердил кафедру и просил патриарха назначить для северной России своего митрополита, но патриарх, опасаясь раздоров, отказал.

В 1165 г., оплакивая смерть сына Изяслава, князь построил для молитв за усопшего Покровский монастырь в версте от Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму.

Кроме Боголюбской и Покровской обителей, князем Андреем были построены Владимирский Вознесенский, Владимирский Спасский у Золотых ворот, Владимирский Успенский девичий и Козьмодемьянский монастыри.

В управлении своими княжествами благоверный Андрей старался соблюдать справедливость: сам он вел жизнь трезвую, чистую, деятельную, награждал добрых, пороки же преследовал со всей строгостью закона. Благоверный князь был сострадателен к несчастным, сам ухаживал за больными; для бедных и заключенных в темницах развозили по его указанию пищу и мед. Боголюбивый способствовал христианскому просвещению и сам прилежно читал книги. Особенно он заботился о просвещении представителей иной веры, живших в его княжествах: магометан-болгар, язычников-черемисов (марийцев) и мордвы, иудеев-торговцев. Много сил положил князь на присоединение к Православию папистов. При дворе его жило много новообращенных христиан.

Были и недовольные великим князем. Близкий родственник Андрея Яким Кучкович, озлобленный тем, что его брат был казнен за какое-то преступление, Анбал Ясин, крещеный язычник, Ефрем Моизич, крещенный жид, составили заговор, собрав завистников и озлобленных тем, что справедливый князь не дозволял им весело жить за счет других. Замыслив убить Андрея, вооруженные заговорщики глубокой ночью пришли в Боголюбово. Зарезав стражей дворца, вломились они в сени и уже подходили к спальне князя, как вдруг охватил их необъяснимый ужас. Злодеи бросились бежать; в погребе княжеском напились вина и, осмелев, пошли убивать князя. Андрей, услышав шум, схватился было за меч, но его не оказалось - еще днем его украл ключник Анбал Ясин. Убийцы напали на князя. Долго отбивался Андрей, несмотря на то, что со всех сторон его рубили саблями и кололи копьями, и наконец упал.

Расправившись с князем, утром следующего дня злодеи убили Прокопия, верного слугу Андрея, забрали во дворце золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткани и отправили награбленное по домам. Затем они восстановили народ против верных чиновников князя, и повсюду начались страшные грабежи и убийства.

Добрый слуга Козьма, отыскав святое тело благоверного князя, принес его в церковь и положил в притворе. На третий день, когда мятеж еще не кончился, козьмодемьянский игумен Арсений отдал полагающие почести убиенному князю-благотворителю. Тело внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем.

Между тем, дурные люди, являясь из сел, продолжали грабежи в городе. С чудотворной иконой Богоматери, священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить безпорядки.

Наконец страсти улеглись. На шестой день владимирцы тожественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и здесь похоронили.